::: MagicKey.com.ua
магический ключ
магический ключ

Некоторые общие черты, присущие духам и всей нечистой силе

Вездесущесть нечистой силы

Нечистая сила присутствует повсюду в окружающем лю­дей мире: она обитает в лесах и водах, в полях и в домах, в воздухе и под землей, даже в священных местах (что, возможно, указывает на то, что не все персонажи нечистой силы считались «нечистыми» и вредоносными). Мест, недоступных для нечистых, чрезвычайно мало, и они, по-видимому, не всегда бывают неприступны — даже в церковь могут проникать черти и колдуны.

Согласно народным верованиям, нечисть вездесуща, од­нако имеет свои излюбленные места обитания, так называемые в народе «нечистые» места:

*пустоши, чащобы, трясины, болота;

*перекрестки и мосты;

*границы сел и полей;

*пещеры и овраги;

*все виды водоемов (особенно водовороты, омуты) и ко­лодцы;

*«нечистые» деревья (сухая верба, бузина);

* подполья и чердаки, а также дворовые постройки.

Постоянная активность нечистой силы

По поверьям, большинство видов нечисти могут влиять на жизнь людей в любое время суток и в любые дни. Однако при этом нечистая сила имеет наибольшую свободу действия и, сле­довательно, наиболее опасна для людей в «нечистое» время года и суток:

♦в дни Рождественских Святок;

♦в ночь на Ивана Купала;

♦в полночь (глухую ночь) и в полдень;

♦после захода и до восхода солнца;

♦  в определенные «нечистые» периоды жизненного цик­ла — от рождения до крещения, от родов до «ввода» в церковь и так далее.

Многоликость и способность к перевоплощениям

нечистой силы

В соответствии с народными воззрениями, нечистая сила весьма многолика, и она может явиться в любой час и в любом облике. Практически все нечистые духи могут оборачиваться

животными или птицами, растениями или предметами. Одна­ко у каждого нечистого духа обычно имеется один или несколь­ко излюбленных обликов (у домового — кошки, у лешего — елки или волка, у водяного — налима или щуки).

Вместе с тем нечисть могла и не иметь определенного об­лика. Так, многие нечистые духи являются людям бесплотной тенью, облачком тумана и так далее. Вообще, для внешнего облика всей нечистой силы обычно бывает характерна расплыв­чатость и многоликость, изменчивость, неопределенность, а также способность к перевоплощениям, выраженная у разных демонов по-разному.

Показательна в этом отношении русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Считалось, что для того, чтобы добиться полного доверия соблазняемого человека, «нечистики» могут принять вид монаха, святого от­шельника либо даже облик светлого ангела или самого Иисуса Христа. Подобные видения, навеянные нечистыми, вызывают тяжелое чувство смущения и тоски или, напротив, судорож­ной веселости. К слову сказать, обычным симптомом видимого или невидимого присутствия нечистого повсюду считалась тош­нота. Помимо святых образов, чтобы вкрасться в доверие, не­чистые могут принять облик реальных отсутствующих людей (близких друзей или родственников), а для побуждения похот­ливых чувств они принимают личины привлекательных жен­щин и мужчин, являясь к пустынникам, отшельникам, тоску­ющим вдовам и так далее.

Невидимость нечистой силы

В народных представлениях практически все персонажи нечистой силы обладают способностью становиться невидимы­ми. Кроме того, в некоторых местах под невидимыми подразу­мевали и «потайных людей» — проклятых, похищенных не­чистой силой, пропавших без вести, погубленных матерями младенцев и так далее. Такие люди обречены избывать отпу­щенный им срок жизни, находясь в услужении у различных нечистых духов и исполняя все их поручения. Согласно пове­рьям, проклятые или умершие «не своей» смертью люди незримо, указывает на то, что не все персонажи нечистом силы ис­конно считались «нечистыми» и вредоносными). Мест, недо­ступных для нечистых, чрезвычайно мало, и они, по-видимо­му, не всегда бывают неприступны — даже в церковь могут проникать черти и колдуны.

Согласно народным верованиям, нечисть вездесуща, од­нако имеет свои излюбленные места обитания, так называе­мые в народе «нечистые» места:

*пустоши, чащобы, трясины, болота;

*перекрестки и мосты;

*границы сел и полей;

*пещеры и овраги;

*все виды водоемов (особенно водовороты, омуты) и ко­лодцы;

*«нечистые» деревья (сухая верба, бузина);

*подполья и чердаки, а также дворовые постройки.

Постоянная активность нечистой силы

По поверьям, большинство видов нечисти могут влиять на жизнь людей в любое время суток и в любые дни. Однако при этом нечистая сила имеет наибольшую свободу действия и, сле­довательно, наиболее опасна для людей в «нечистое» время года и суток;

♦в дни Рождественских Святок;

♦в ночь на Ивана Купала;

♦в полночь (глухую ночь) и в полдень;

♦после захода и до восхода солнца;

♦        в определенные «нечистые» периоды жизненного цик­ла — от рождения до крещения, от родов до «ввода» в церковь и так далее.

Многоликость и способность к перевоплощениям нечистой силы

животными или птицами, растениями или предметами. Одна­ко у каждого нечистого духа обычно имеется один или несколь­ко излюбленных обликов (у домового — кошки, у лешего — елки или волка, у водяного — налима или щуки).

Вместе с тем нечисть могла и не иметь определенного об­лика. Так, многие нечистые духи являются людям бесплотной тенью, облачком тумана и так далее. Вообще, для внешнего облика всей нечистой силы обычно бывает характерна расплыв­чатость и много дикость, изменчивость, неопределенность, а также способность к перевоплощениям, выраженная у разных демонов по-разному.

Показательна в этом отношении русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах» . Считалось, что для того, чтобы добиться полного доверия соблазняемого человека, «нечистики» могут принять вид монаха, святого от­шельника либо даже облик светлого ангела или самого Иисуса Христа. Подобные видения, навеянные нечистыми, вызывают тяжелое чувство смущения и тоски или, напротив, судорож­ной веселости. К слову сказать, обычным симптомом видимого или невидимого присутствия нечистого повсюду считалась тош­нота. Помимо святых образов, чтобы вкрасться в доверие, не­чистые могут принять облик реальных отсутствующих людей (близких друзей или родственников), а для побуждения похот­ливых чувств они принимают личины привлекательных жен­щин и мужчин, являясь к пустынникам, отшельникам, тоску­ющим вдовам и так далее.

Невидимость нечистой СИЛЫ 

В народных представлениях практически все персонажи нечистой силы обладают способностью становиться невидимы­ми. Кроме того, в некоторых местах под невидимыми подразу­мевали и «потайных людей» — проклятых, похищенных не­чистой силой, пропавших без вести, погубленных матерями младенцев и так далее. Такие люди обречены избывать отпу­щенный им срок жизни, находясь в услужении у различных нечистых духов и исполняя все их поручения. Согласно пове­рьям, проклятые или умершие «не своей» смертью люди незри­мо кружат в вихрях вместе с чертями, по приказанию нечис­тых духов они раздувают пожары, подбивают людей затеять драку, толкают под руку хозяек и тому подобное. Когда подходит к исходу срок жизни «потайного человека», отпущенный свыше, Господь убивает его молнией (это же орудие пророк Илья использует для истребления чертей и прочей нечисти).

Во многих местах верили, что вообще нечистая сила не­зримо всегда находится рядом с людьми, но не смеет подступиться к крещеному человеку, если тот не нарушает определенных за­претов и живет праведной жизнью. Например, в некоторых мес­тах считалось, что во время еды нечистая сила находится под столом. Если же кто-нибудь из присутствующих за столом ста­нет ругаться, сквернословить, то нечистые духи подойдут к сто­лу, станут плевать в блюда и подменят хозяйский хлеб своим — «неблагословленным». Считалось также, что если человек не будет мыть руки перед едой, то за столом с этим человеком будет сидеть сам нечистый дух, который станет портить пищу и через нее насылать порчу или болезни.

Табуирование имен нечистой силы

Все персонажи нечистой силы, как правило, могли иметь множество имен. Объяснялось это тем, что люди избегали упо­минать настоящие имена нечистых духов из опасения привлечь внимание нечистой силы и подвергнуться ее пагубному воздей­ствию. Поэтому при необходимости назвать какого-нибудь де­мона люди плевали или крестились (что должно было обезопа­сить говорившего от нечистого духа), а также пользовались различными «заместительными» именами: например, счита­лось, что произносить слово «черт» грешно и опасно, поэтому его следует заменять словами «нечистый», «рогатый» и так далее.

Повсеместно использовались какие-либо задабривающие или указательные названия: нежить, он, тот, соседушко, хо­зяин, господин, князь и так далее. Широко употреблялись и названия по родству и социальным отношениям: баба, матерь, дед, дядя, сестрица, подруга, кум, гость, помощники и тому подобное.


       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.