::: MagicKey.com.ua
магический ключ
магический ключ

БЕС

Бесами в древнеславянских языческих представлениях назывались злые духи, подобные архаичным упырям и навям. Теперь уже сложно определить, какие именно представления связывались с бесами изначально. По-видимому, они, подобно упырям и навям, представляли некую силу, олицетворяющую буйные и необузданные стихии. Вероятно, некогда бесы были

персонификацией зимних снеговых туч, застилающих солнце и несущих людям холод и голодные времена, — отсюда берут начало поверья о том, что во время бурь и метелей бесы резвят­ся и носятся над землей.

С возникновением христианства бесами стали называть падших ангелов, духов зла — слуг и воинов дьявола. Согласно христианским представлениям, бесы абсолютно злые и не мо­гут иметь никакого отношения к чему бы то ни было, связан­ному с добром. Дело в том, что зло, живущее в бесах, не было присуще им изначально, а стало следствием их собственного выбора. Ведь их создал сам Господь, а не какая-то иная темная сила, и эти слуги, предав Всевышнего, стали «ангелами сата­ны», «ангелами бездны». В церковнославянском обиходе, а впоследствии и в народных поверьях, было принято называть бесов аггелами в отличие от добрых ангелов.

Согласно христианским религиозным представлениям, бесы, хотя и являются духами (они ведь падшие ангелы), тем не менее материальны и имеют собственные тела. Свою способ­ность к перевоплощениям, умение быть невидимыми и являть­ся людям по собственному желанию бесы, по народному убеж­дению, сохранили от своего ангельского прошлого. Образы, которые принимают бесы, зависят от их собственного выбора, но так как их сущность — ложь, то и образы эти — фальшивая видимость, маска.

Наиболее типичный образ беса в народных поверьях и иконографических традициях обычно совмещал черты челове­ческие и животные. Так, например, в народе бесов описывали как безобразных демонических существ темного цвета, мохна­тых и с крыльями. Последняя деталь напоминает об изначаль­ной ангельской природе бесов, только эти крылья темные и кожистые, как у летучей мыши, считавшейся нечистым жи­вотным. Иногда бесов изображали с когтями на руках и ногах, часто — со свиными рылами, длинными ушами, петушиными шпорами или козьими ногами, оканчивающимися копытами. Во многих местах бесов, подобно другим «нечистикам», счита­ли хромыми или кривыми. Они распространяют отвратитель­ный смрад, дым и запах серы. В более ранних источниках, глав­ным образом в церковной книжной традиции, беса изображали

как женоподобного юношу с всклокоченными волосами, с кры­льями и синим или черным лицом.

По народному убеждению, бесы могли жить семьями, иметь жен (бесих, бесовок) и детей (бесенят). Жилища бесов­ских семей располагались обычно где-то в глухих местах, час­то в воде, на дне озер и омутов, в болотах. Не исключено, что такие поверья возникли из-за сближения образов беса и черта (по народным поверьям, черти любят обитать в болотах, ому­тах, где они не просто живут, но и женятся на чертихах, пло­дятся и размножаются).

Помимо воды, обычным местом обитания бесов — как и других нечистых духов — считались пустоши и леса, пещеры и овраги, пропасти и расселины. В некоторых местах верили, что бесы, подобно многим «нечистикам», любят селиться в пус­тых дуплах старых деревьев, о чем свидетельствует поговорка: «Из пустого дупла — либо сыч, либо сова, либо сам сатана».

От своего ангельского прошлого бесы частично сохрани­ли сверхчеловеческое знание и могущество (которые они стали теперь употреблять во зло), власть над стихиями, а также воз-_ мощность тонкого проникновения в ход человеческих мыслей. Однако бесы, по убеждению христиан, при этом не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ (об этом ведает только Бог), поэтому праведная жизнь являет­ся лучшей защитой от бесов. Правда, исстари повелось, что больше всего докучают бесы как раз тем, кто вступил на путь аскезы и отшельничества. По народному убеждению, бесы не­отступно преследуют монахов, отшельников и аскетов, объ­явивших им «войну»: отшельники ранней поры монашества некогда намеренно избирали для проживания места, пользо­вавшиеся дурной славой, рассчитывая сразиться с бесами в са­мом их гнезде. Считалось, что бесы, надеясь победить «воинов Христовых», всячески стараются заставить их согрешить, ис­кушают их самыми разными способами.

Стремление искушать и сбивать человека с пути истин­ного считалось в христианской традиции одним из основных бесовских свойств. В многочисленных поверьях бесы выступа­ют как сеятели дурных внушений, болезней (и особенно душев­ных расстройств — «беснования»), как разрушители обще­ственного уклада, с особенной ненавистью относящиеся к ос­вященному браку и строящие против него всякие козни.

Считалось, что, искушая, бесы стараются ввести чело­века в грех чревоугодия, блуда, тщеславия, скаредности, гне­ва, уныния, гордости и тому подобное. На этом основании сред­невековая демонология разработала целый ряд классифика­ций бесов, объединявших их либо по принадлежности к тем или иным природным стихиям, либо — к воплощаемым им порокам. А в средневековой Европе бесов наделяли различ­ными функциями и должностями, соответствовавшими, так сказать, придворной «табели о рангах». Например, бесы мог­ли носить титулы маркизов или графов, служить адскими церемонимейстерами или управителями и так далее. В славян­ской православной традиции такого деления не наблюдалось, но тем не менее существовали представления о старших и млад­ших бесах.

Вселение в человека также считалось одним из традици­онных бесовских свойств. Вездесущие бесы нередко разносят болезни, а еще чаще причиняют их, проникая внутрь человека с едой или питьем, во время сна и так далее. Бытовало убежде­ние, что бес может отдавить ногу, опустить особую «запойную» каплю в бочку с вином, неожиданно толкнуть человека, « попу­тать» или проникнуть в любой незакрепленный сосуд, чтобы потом с питьем войти в человека и поселиться в нем, вызывая падучую, кликушество, сумасшествие и другие болезни, кото­рые в народе называли «одержание бесом». Бесы, сидящие в кликушах, особенно охотно бранят священников и начинают кричать и биться, когда к одержимой подносят освященные предметы. Больных, страдающих от беса, иногда называли бесовниками, а бесовством (или бесовщиной) именовали соблаз­нительные призраки, наваждение.

По общераспространенным представлениям, бесы не тер­пят крестного знамения, пения петуха, молитвы, ладана и дру­гих освященных предметов. Помимо этого, согласно некото­рым поверьям, бесы очень боятся грозы, так Как молния и гром их убивают. Во многих местах грозу объясняли тем, что Илья- пророк или Михаил-архангел, разъезжая на пламенной колес­нице, запряженной огненными конями, мечут на землюстрелы-молнии, поражая насмерть всех злых духов, в первую очередь — чертей и бесов. Нечистые духи в страхе мечутся по земле, отыскивая себе убежище, и скрываются в жилых и не­жилых строениях (вскакивая через открытые двери и окна или влетая через печные трубы и вообще всякого рода незащищен­ные отверстия), а также в густой хвое и в тени развесистых деревьев. Самым же надежным укрытием у бесов и чертей яв­ляются, по народному убеждению, животные и люди, оказав­шиеся в это время под открытым небом.

Для защиты от бесов, ищущих в грозу надежное убежи­ще, в народе применялись самые различные меры. Так, напри­мер, люди, застигнутые грозой на улице, при каждой вспышке молнии со словами: «Свят, свят, свят» налагали на себя крест­ное знамение, надеясь отогнать этим беса.

Чтобы не привлечь к себе и своему жилищу внимание бе­сов и не навлечь тем удар молнии, крестьяне также строго со­блюдали обязательные посты, особенно в Ильинскую пятни­цу, и старались не произносить вслух имени беса (так как бесы, подобно другой нечистой силе, мгновенно отзываются на упо­минание собственного имени). Повсеместно также считалось полезным держать на чердаке громовую стрелу, или чертов па­лец (спеченный молнией в конусообразный камень песок), что­бы отвадить беса и защитить дом от удара молнии.

Во многих местах для защиты от беса во время грозы так­же мазали молоком косяки дверей и окон либо вывешивали за окно полотенце с покойника. Очень действенным защитным средством являлось зажигание свечи, с которой молились в Страстной четверг во время чтения двенадцати евангелий Гос­подних Страстей, или пасхальной, или богоявленской свечи.

Практические советы по защите от бесов

Заговор от козней бесов

Встану я, раб Божий (имя), на ранней заре, покрещусь на восток, где солнце восходит, покрещусь на запад, где солнце заходит, покрещусь на север, где солнце остывает, покрещусь на юг, где солнце зажигается. Все четыре стороны благословлю и огражу от всякой нечистой силы, а тем паче от бесов. Помо­люсь я, раб Божий (имя), Иисусу Христу и двенадцати апосто­лам и попрошу их: «Оградите меня, раба Божьего (имя), от бе­сов и бесенят, от бесих и чертих, от чертов и от всякой нечистой силы, защитите меня пред ликом Господним. Заговор мой кре­пок и могуч. И как никто не может все дороги пройти, и как никто не может все колодцы выпить, так никто не может и заговор мой превозмочь, переговорить, перешептать, сглазить или испортить. Ключ, замок словам моим, Божьей силой осе­ненный. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и при­сно, и во веки веков. Аминь».

Молитва, защищающая от нечистой силы (вариант 1)

Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твер­дыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — ска­ла моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Призову достопоклоняемого Господа и от вра­гов моих спасусь. Объяли меня муки смертные, и потоки без­закония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смер­ти опутали меня. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал.

И Он услышал от святаго чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневал­ся Бог; Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь пояда- ющий; горячие угли сыпались от Него. Наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покро­вом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли ог­ненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Тво­его, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих; избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, кото­рые были сильнее меня. Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою. Он вывел меня на про­странное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне. Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих воз­наградил меня, ибо я хранил пути Господни и не был нечести­вым пред Богом моим; ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и осте­регался, чтобы не согрешить мне; и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его. С милости­вым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искрен­но, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь. Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвеща­ет тьму мою. С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхо­жу на стену. Бог! Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?

Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих постав­ляет меня; научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доко­ле не истреблю их; поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои, ибо Ты препоясал меня силою для войны и низ­ложил под ноги мои восставших на меня; Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня: они вопи­ют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им; я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; иноплеменники бледнеют и тре­пещут в укреплениях своих. Жив Господь и благословен за­щитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего.

Молитва, эашишаюшая от нечистой силы (вариант 2)

Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь на­всегда. Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше? ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле. Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Оберег, защищающий лом от проникновения бесов

В первую среду, желательно в период растущей луны, ку­пите железный замок. Обильно окурите его полынью, смешан­ной со зверобоем. Затем в полночь того же дня станьте на сере­дину комнаты, где чаще всего бывают все домочадцы, три раза перекреститесь на каждую сторону света, начиная с востока и двигаясь по часовой стрелке. После этого возьмите замок за открытую дужку и произнесите: «Встану я, раб Божий (имя), помолясь, пойду я, раб Божий (имя), перекрестясь, из дверей в ворота, из ворот во чисто поле. А во чистом поле растет дуб- великан. На ветвях того дуба сидит орел с железным клювом, когтями золотыми да перьями серебряными. Отнесет он меня на самое небо к вратам рая. А те врата сторожит апостол Петр. Держит он в правой своей руке ключи от замка, никого не пус­кающего без воли Господа. Так пусть и мой замок не пустит ко мне в дом ни чертей, ни бесов, никакую другую нечистую силу. Запираю я свой заговор на тридцать три ключа железных, на тридцать три ключа золотых и тридцать три ключа серебря­ных. И кладу я, раб Божий (имя), те ключи под Алатырь-ка­мень. И как никто не может тот камень с места сдвинуть, так никто не в силах и заговор мой,превозмочь. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Когда произнесете «аминь», захлопните дужку. И снова перекреститесь на все четыре стороны так же, как вы делали до этого.

Закопайте замок перед входом в дом или спрячьте его под порогом. А ключи на рассвете следует выбросить в любой водо­ем. Очень важно, чтобы ключи никто не смог найти, иначе че­рез них на всю семью можно навести страшную порчу.

 


       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.