::: MagicKey.com.ua
магический ключ
магический ключ

ВОДЯНОЙ

Образ водяного в первую очередь связан со славянской традицией, где он предстает в роли злого духа, воплощающе­го стихию воды. Он выступает как отрицательный и очень опасный персонаж. У белорусов существовало поверье, что чем тире и опаснее озеро или болото, тем сильнее и опаснее его водяной.

Считалось, что водяных великое множество и они при­сутствуют везде, где есть вода, даже в самом маленьком пруду живет свой водяной.

Согласно народным поверьям, водяной — это не какой-то самообразовавшийся природный дух, а человек, умерший «в своей смертью.

В некоторых традициях верили, что водяными становятся дети, проклятые своими родителями, или дети черта. Ветречается и поверье, что водяные — это дети, которых Адам спря­тал от Бога. И даже есть мифы, говорящие о том, что водя­ные — это камни, которые Всевышний использовал для высе­чения искр при сотворении мира и человека.

И, конечно же, широко распространена вера в то, что во­дяные — это низвергнутые с небес ангелы.

Водяного также называли водяник, водяной дедушка, водяной царь и так далее. Все названия указывали на то, что он является хозяином воды. Но из-за того, что он все же был опасным духом, в его имени нередко появлялись приставки, указывающие на принадлежность к нечистой силе, например водяной черт, водяной бес, морской водяной дьявол.

В основном верили, что водяной изначально враждебен человеку. Он может намеренно утаскивать людей на дно, то­пить лодки, подшучивать над людьми, часто весьма зло. Так­же считалось, что водяной может ночью выходить из воды и вредить домашней скотине — утащить ее к себе или покатать­ся на ней. Люди верили, что долго животное, на котором про­катился водяной, не протянет, оно скоро завязнет в болоте или утонет. Особенно старались следить за животными, пасущи­мися радом с обиталищем водяного, так как именно они под­вергались повышенному риску быть испорченными злым водя­ным духом.

Лишь в редких случаях водяной нисходил до помощи че­ловеку, например, мог спасти утопающего или даже оказать свое покровительство. Этим могли похвастаться не многие; чаще всего те, к кому водяной относился более-менее благо­склонно, были пчеловодами, рыбаками и мельниками. О последних даже рассказывали, что водяной нередко пригла­шал их к себе в гости, где одаривал различными подарками.

Но следует понимать, что такая близость с водяным была весьма рискованна, ведь в случае каких-то неприятностей гнев водяного в первую очередь как раз и обрушивался на тех, кто близко с ним знаком. Поэтому расположить к себе водяного было первым делом для рыбаков и мельников.

Умилостивительные жертвы водяному приносили чаще всего при постройке плотины или мельницы, с началом рыбо­ловного сезона и так далее.

В качестве даров, как правило, использовали рыбу, лап- сапог, щепотку табака, тушки гусей, муку с водой в хлеб­ной чашке, бараньи или петушиные головы, лошадиный че­реп» масло, шило, мыло, сало, водку и так далее.

Мельники, желая угодить водяному, при постройке во­дяной мельницы живьем зарывали черного петуха.

Выше уже было упомянуто, что от благосклонности во­дяного зависели пчеловоды. На первый взгляд может пока­заться, что в этом утверждении нет логики. Но все дело в том, что, согласно народным поверьям, первые пчелы некогда «от­роились» от лошади, которую заездил и бросил в болоте во­дяной.

Вред, который может нанести пчелам водяной, заклю­чается в том, что он в силах сделать воздух более сырым, а этого пчелы не любят. Также верили, что водяной может на­слать на улей дождь и полностью его затопить. Поэтому пче­ловоды задабривали водяного духа свежим медом и воском, а иногда даже первым роем пчел.

От поведения водяного зависели и простые люди, живу­щие рядом с каким-либо водоемом. Они также старались ка­ким-нибудь образом задобрить водяного духа. Одной из самых популярных и действенных жертв считалось приношение ло­шади, которую в некоторых случаях намеренно топили в озере или реке. В первую очередь к этому прибегали, когда люди на­чинали слишком часто тонуть.

Водяной властвует над всем, что находится в водоеме, в котором он обитает, то есть в его подчинении находятся все рыбы, лягушки, растения, окружающие водоем, и так далее. Он также обладает силой переманивать живность из других рек или озер. Поэтому рыбаки всегда старались задобрить этого водяного духа, тем более что если этого не делать, водяной сер­чает и начинает творить разные злодеяния. Ему ничего не сто­ит набить рыбацкие сети речной травой вместо рыбы или вооб­ще порвать их.

Вообще рыбаки во многом зависели от благосклонности водяного, поэтому у них был разработан целый ряд различных запретов, связанных с этим духом воды. Например, во избежание порчи со стороны водяного из дома на рыбалку старались

выходить тайком, чтобы никого не встретить по дороге И Не отвечать на вопрос « куда идешь? ».

Водяного описывали как мужчину, чаще даже как стари­ка. В некоторых традициях водяному приписывали также ог­ромный вздувшийся живот и опухшее лицо.

Согласно поверьям, возраст водяного вообще зависит от фаз луны. Так, при молодой луне он выглядит молодым муж­чиной с зелеными, как водоросли, волосами, а на исходе луны превращается в седовласого старика.

Вид водяного сочетал в себе не только человеческие, но и звериные черты — лапы вместо рук, рога на голове и прочее. Непременным атрибутом водяного были борода и зеленые усы, а сам он, как правило, с ног до головы был опутан тиной.

Водяному порой приписывали даже черты оборотничества, поскольку верили, что он способен превращаться в ма­ленького ребенка с пестрыми волосами.

Считалось, что водяной может принимать и вид получеловека-полурыбы, что роднит его с русалками, так как его тоже порой описывали как человека, у которого есть руки, а ног нет, вместо них рыбий хвост.

Водяной принимает и образ обычной рыбы, например на­лима, сома или щуки. Может принять и образ птицы, но толь­ко связанной с водой — лебедя, селезня, гуся и тому подоб­ное.

Следует отметить, что когда водяной превращается в обыч­ную рыбу или животное, у него все равно наблюдаются какие- то аномалии, какие-то необычные черты. Так, например, если он превращается в щуку, то у нее не будет плавников.

То же самое относится и к его человеческому облику — он тоже будет отличаться некоторыми деталями, самые примет­ные из них — с его одежды постоянно капает кровь, а место, где он сидел, всегда будет мокрым.

В некоторых местах верили, что способности водяного к оборотничеству значительно шире и ему ничего не стоит пре­вратиться не только в рыбу или какое-то чудовище, но также в лошадь, собаку, быка, лягушку, корову, свинью или даже в бревно. Но бревно необычное, а с крыльями, которое может летать над болотом и пугать заблудившихся людей. Часто образ водяного очень сильно сближался с образом черта. Так, например, водяного нередко описывали как мужи­ка, очень широкого в плечах, с длинными и тонкими ногами; в рассказах у него иногда бывают небольшие рога, тело покрыто чешуей; хвост «четверти три длиною»; пальцы рук и ног очень длинные, с кривыми, крепкими ногтями, а между пальцами перепонки.

Образ водяного иногда сближался и с образом лешего. Так, в некоторых местах верили, что видом своим он подобен лешему, только шерсть на нем очень лохматая.

На реках, Где больше всего любил обитать водяной, были глубокие и опасные места. Водяной непременно ассо­циировался с «темными водами», то есть теми участками рек или озер, где наблюдались водовороты или вода вела себя каким-либо странным образом. Нередко такие места назы­вались «чертовыми домовищами». Но особой любовью у во­дяного пользовались водяные мельницы и заросли тростни­ка и осоки.

Сам дом водяного обычно представляли находящимся глубоко под землей, а вода служит лишь входом в его обитали­ще, которое, по народным представлениям, порой было весьма впечатляющим. Например, верили, что водяные имеют хрус­тальные палаты, украшенные золотом и серебром из потонув­ших судов, а также камнем-самоцветом, освещающим морское дно ярче солнца.

Подобный шик был присущ не всем водяным, а лишь тем, кто обитал в морях или рядом с ними. Северные же водя­ные, живущие в реках или озерах, обладали более скромны­ми хоромами. Они довольствовались песчаным полом, ветка­ми деревьев вместо украшений и трухлявыми пеньками вмес­то мебели.

Согласно некоторым поверьям, у водяного вообще нет своего дома, поэтому ему приходится селиться где придется — в ямах под корягами, в подземных норах и так далее.

В своем жилище водяной обычно прячется от холодной погоды и от зимы. На этот период он обычно впадает в спячку и спит до Никиты Вешнего или до той поры, пока с реки или озера, в котором он обитает, не сойдет лед.

Считалось также, что у водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых они по ночам пасут на при­брежных лугах. Коровы и кони водяного, по народному убежде­нию, обладают чудесными свойствами: так, верили, что его ко­ровы дают молока вдвое или втрое больше, чем обычные коровы, а кони обладают необыкновенной красотой и выносливостью.

Проявляет себя водяной по-разному. Иногда он любит подражать различным звукам, особенно голосам человека и животных. Он может визжать, стонать, свистеть, ухать, выть и так далее. А если водяной кричит, значит, он перекликает­ся с лешим. Но при этом сам водяной не любит лишнего шу­ма, поэтому нарушителей его покоя он жестоко наказывает, вплоть до утопления. Причем это касается не только тех, кто плавает по воде, например рыбаков, но и тех, кто, скажем, идет вдоль воды, громко разговаривая или посвистывая. Во­дяной может выскочить и утащить такого человека в свое под­водное царство.

Также бытовало поверье, что водяной может утащить к себе того, кто купается без креста или не перекрестившись, без молитвы или в неурочное время, то есть после заката солнца. Причем водяной не сразу убивает человека, он сначала утяги­вает его под воду и заталкивает под какую-либо корягу или камень и дожидается, когда тот захлебнется. По некоторым поверьям, если водяной сильно рассерчал, он даже может со­драть с человека кожу.

В других случаях водяной не убивал людей, а навеки де­лал их своими рабами, заставляя выполнять различную рабо­ту — переливать воду, таскать и перемывать песок, пасти ста­да рыб и так далее. Некоторых из пленников водяной мог вынудить бродить по земле, воровать и пить водку. Именно поэтому пьяницу иногда ассоциировали с водяным или слугой водяного, причисляя его к разряду нечистой силы.

Иногда верили, что человек, которого водяной сделал сво­им слугой, может откупиться от него и снова вернуться на зем­лю. Правда, выкуп был тяжел — нужно было за себя утопить кого-нибудь из людей. Но существовали поверья, что даже в этом случае пленник все же не покинет водного царства — про­сто перестанет быть рабом, а сам станет водяным.

Водяной любит кататься по своему водоему на коряге яли соме, которого поэтому в народе называли «чертовым ко­нем». Сома уважали, так как считали его любимцем водяно­го, поэтому если ловили, никогда не бранили, опасаясь мести водяного.

Лунными ночами водяной любит всплывать на поверх­ность и качаться на воде, любуясь полной луной и при этом ведя долгие беседы с самим собой. Он обожает плескаться и шуметь, хлопать по воде, поднимая маленькие фонтанчики брызг.

Также верили, что водяной нередко выходит из воды на какой-либо мостик и умывается, расчесывает свою длинную бороду.

Во многом поведение водяного повторяет поведение того водоема, в котором он обитает. Поэтому когда вода в реке пле­щет, говорили, что это водяной играет, а когда вода рябит — он сердится. А если происходило наводнение — верили, что это водяной празднует свою свадьбу.

Согласно некоторым поверьям, водяной питается только умершими рыбами, особенно любит угрей и налимов, а также теми подношениями, которые ему жертвовали рыбаки и вла­дельцы водяных мельниц. И хоть пища водяного обычно скуд­на, тем не менее в народе верили, что как всякая нечистая сила он любит задавать пиры, созывая на них всех своих родствен­ников. А после таких пиров водяной обожает играть в азарт­ные игры, причем порой доходит до того, что он подчистую про­игрывает всю воду и рыбу из своего водоема.

У водяного есть жена, которую называют водяниха. Как правило, в ее качестве выступает либо русалка, либо женщи­на, умершая не своей смертью (утопленница), которую описы­вали как уродливую бабу с огромной грудью.

Женятся водяные, по народному мнению, во время поло­водья (после таяния снегов или проливных дождей).

Детей водяного и водянихи называют водянятами. Они нередко забавляются тем, что рвут рыбацкие сети. Хотя по некоторым поверьям водяной с водянихой вообще не могут иметь детей, поэтому они уволакивают к себе купающихся ре­бятишек.

Естественно, страх перед водяным порождал различные способы не только умилостивления его, но даже изгнания. Например, для этого нужно было по утренним и вечерним 30- рям высыпать в воду по мешку золы.

Практические советы по зашите от водяного

Заговор против козней водяного (вариант 1)

Встану на зоре-зореньке, выйду, помолясь, выйду, перекрестясь, с Божьим именем на устах, из дверей в ворота, из ворот на дорожку. А та дорожка ведет к речке, а в той речке водяной живет. Приду я на бережок и попрошу водяного: не вреди мне, не порть, не ломай, в водах темных не топи раба Божьего (имя). А если ты меня ослушаешься, то гореть тебе в геенне огненной, век прощения Божьего не сыскать, томить­ся всеми болезнями людскими и звериными и исчезнуть в тар­тарары. Заговор мой крепок и могуч, как крепка Церковь Хри­стова. Никому мой заговор не превозмочь, не переговорить, водой не залить, землей не засыпать. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.

Заговор против козней водяного (вариант 2)

Заговариваю я раба Божьего (имя) от водяного дьявола, от всякой морской нечисти, от всего, что зло приносит и в мор­скую пучину исчезает. Да не притронется оно к рабу Божьему (имя), да обойдет оно его стороной. Заговариваю от водяного, заговариваю от водяницы, заговариваю от водянят, пусть все они под корягой на дне лежат, молчат и трясутся от страха перед рабом Божьим (имя). В моих словах сила ангельская, в моих словах благословенье Господа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Заговор против козней водяного

(вариант 3)

Как в освященной воде не водится нечисть, так пусть и в казни раба Божьего (имя) не водится нечистой силы, как ико­на Божьи не творят зла, так пусть и в жизни раба Божьего имя) не происходят порча, сглаз и козни водяных. И как на закате солнце уходит, пусть все зло водяного уходит от раба Божьего (имя), и как годы человека уходят, пусть вся морская покинет раба Божьего (имя) и никогда не вернется. Заговор мой крепок и могуч. Аминь.

Молитва от водной нечистой силы

Читать перед тем, как отправиться к водоему.

♦Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глуби­ну вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от воп­ля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего. Ненавидящих меня без вины больше, нежели во­лос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправед­ливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня; и плачу, по­стясь душею моею, и это ставят в поношение мне; и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них прит­чею; о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благо- Угодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в ис­тине спасения Твоего; извлеки меня из тины, чтобы не по­грязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубо­ких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множе­ству щедрот Твоих призри на меня; не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизь­ся к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва, защищающая от нечистой силы

Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевыш­ний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи на десятиструнной псалтири, с песнью на гуслях. Ибо Ты возвесе­лил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки по­мышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, — Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззако­ние; а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем; и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях. Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что пра­веден Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Оберег от водяного

Возьмите две ивовые веточки. Перевяжите их красной нитью крест-накрест. А затем поверх три раза обмотайте бе­лой нитью и завяжите три узелка. Перед каждым узелком про­износите заговор: «Встану я, раб Божий (имя), поутру, на заре, росой умоюсь и помолюсь на восток ангелам восточным, по­молюсь на запад ангелам западным, помолюсь на север анге­лам северным и помолюсь на юг ангелам южным.

Три раза произнесу имя Богово и пойду из дверей в ворота, из ворот во чисто поле, д во чистом поле церковь стоит. А в той церкви трон золотой. Анатом троне золотом Иисус Христос сидит. Попрошу я его, раб Божий (имя): дай мне защиту, Боже, от всякого зла, от всякого колдуна, от всякой нечистой силы с востока на за­пад, с севера на юг. Защити и охрани меня от всякого лиха, от водяного, злого и доброго, чтобы на пути не попался, не мерещился, в болото не тянул, а бежал от меня, забирался под коряги, там сидел и дрожал, поживал и горя не знал. За­говор мой крепок и могуч. Ключ и замок словам моим. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Теперь носите с собой этот ивовый крестик, и он защи­тит вас не только от козней водяного, но и от любых злых водяных духов.


       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.