Домовой
Домовой — один из значимых представителей домашних духов у славян. Оговорим сразу, что к нечисти домового можно относить лишь с очень большой долей условности. С нечистой силой его объединяют лишь самые общие черты: домовой, ц0 сути, есть «нежить», то есть ни дух, ни человек.
Представления о домашних духах сложились еще в до. христианские времена и были тесно связаны с культом пред- ков. Согласно языческой мифологии, в домового превращался после смерти основатель рода, первый устроитель домашнего очага. Под влиянием христианства домовых в некоторых местах стали считать «домашними чертями». По некоторым поверьям, домовой, подобно всем нечистым духам, ходит в доме только ночью. Но при этом довольно часто встречаются уточнения, что домовой активен перед рассветом, когда другие нечистые духи уже исчезают, и в отличие от нечистой силы домовой не боится первого крика петуха, креста, освященной еды, Божьего имени и других сакральных предметов.
В народных поверьях домовой имел множество различных названий. Некоторые из них могли указывать на его местопребывание (хлевник, под печник, избной) или на характер и основные занятия (хозяин); иногда в названии домового отображалось доброжелательное отношение к людям (доброхот, доброхотушко) или осмысление домового как старшего в доме, невидимого хозяина (большак). Иногда за его своеобразный соседский статус его называли суседка. В имени домового нашли отражение и некоторые его привычки (за обычай жить в тепле и уюте — жировик; за то, что иногда прилизывает спящим людям волосы, — лизун; за то, что временами давит и душит спящих, — гнетка, гнеток, намнойу выдавило).
В то же время названия типа жировой черт, лихой подчеркивают его принадлежность к разряду демонологических существ, к нечистой силе.
Домового обычно представляли в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома. Голос и привычки домового обычно бывают похожи на голос и привычки одного из прадедов.
Также он мог показаться небольшим стариком с лицом, заросшим белыми волосами, или же малорослым старичком» с головы ДО пят покрытым косматой шерстью. Причем в народе полагали, что чем мохнатее домовой, тем в доме больше достатка.
В некоторых местах его описывали как маленького старичка с большой седой бородой, очень неповоротливого (поэтому всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов). Он всегда ходит босиком, так как мороза не боится.
Иногда считали, что по внешнему облику домовой близок к черту: он черный, холодный, у него чуть заметные рога и подогнутый еле заметный хвост, не хватает одного уха (за что его иногда называли « корноухим ») и так далее.
Повсюду считалось, что домовой обязательно есть в каждом доме, при этом в каждой избе живет только один, «свой», домовой. Домовые, по народным представлениям, распоряжаются только тем домом, в котором живут, и обычно не вторгаются в чужие, занятые другими домовыми дома.
Считалось, что без приглашения домовой не покинет старого дома. Если же хозяин не позовет с собой домового, то на новом месте не будет водиться скотина и ни в каких делах не будет ладу. Считалось также, что если прежний домовой останется на старом месте, а в дом вместе с новыми хозяевами вселится новый домовой, то домовые будут между собой драться и в доме все пойдет вкривь и вкось. Прежний домовой будет мстить как бывшему, так и новому хозяину дома: у старых хозяев переведет всю скотину на новом месте, а новых хозяев будет щипать по ночам до синяков или швырять в них чем попало, душить их и скот, разбрасывать или прятать ночью разные вещи, словом, выживать их из дому.
Притом, что домовой заведует всем хозяйством, у него есть излюбленное место обитания — печь. В некоторых местах жилищем домового считали темные углы, подвал или подполье, порог, верх потолка, чердак, а также хлев.
Домовой ходит по всему двору, но спит рядом с хозяином на печи. Тесная связь домового с печью — сакральным центром Дома — объясняется тем, что с ней издавна были связаны и мертвые предки (традиционное их местопребывание в доме — подпечье, запечье, печь, очаг).
Иногда также считали, что если во дворе есть лошади, то домовой живет вместе с ними в конюшне или в сенном сарае.
Подобно любой нечистой силе домовые способны к обо- ротничеству и могут принимать вид дымчатой кошки, гадюки или ужа, мыши, крысы, собаки, ласки, лягушки, петуха, белки, серого барана, коровы, свиньи, ягненка, черного зайца. Домовой также может принять вид прыгающего мешка с хлебом или кормом, кома снега, соломенной копны или клубка шерсти.
По некоторым поверьям, домовой иногда принимает и разные фантастические облики, например медведя с человеческими ступнями и головой, змеи с головой петуха. Однако наиболее традиционен для домового облик кошки (кот в некоторых поверьях — «родственник домового»), змеи или ласки. Кроме того, домового иногда можно увидеть в облике, весьма схожем с обликом хозяина дома или кого-либо из домочадцев. Правда, иногда считалось, что, принимая человеческий вид, он не может спрятать своих лошадиных ушей. Также верили, что домовой по ночам ходит к женам и вдовам, тоскующим по своим умершим или отсутствующим мужьям, принимая их облик.
В целом же большую часть времени домовой остается невидимым, а увидеть его можно лишь по его желанию или невольно, мельком. Иногда способность домового становиться невидимым объясняли тем, что у него имеется шапка-неви- димка.
Домового повсюду считали «вещуном» и верили, что он предсказывает счастье или беду домочадцам. Основные приметы, связанные с домовым, можно свести к следующим:
♦ к беде домовой стонет, охает и плачет под печкой или в переднем углу подпола и непременно басом: «Ух, ух, к худу»;
♦ желая известить о чем-то хозяев, он стучит, ходит, возится под полом и на чердаке;
♦ перед смертью хозяина воет ночью1;
♦ к радости, добру играет песни и скачет, смеется;
♦ к свадьбе крякает, играет на гребенке;
♦ если домовой у трубы на крыше « заиграет в заслонку» — будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды;
♦если гремит посудой или стучит в окно — следует опасаться пожара;
♦ если ночью дергает женщину за волосы — ей нужно опасаться споров с мужем;
♦если ночью домовой гладит мохнатой рукой — к богатству, теплой — к добру вообще, а холодной или шершавой, как щетка, — «к худу»;
I если наваливается на спящего и давит на грудь — к каким-либо событиям. Если человек, проснувшись, спросит: «К худу или к добру?» — домовой ответит человеческим голосом;
♦ если вдруг начинает слишком усердно ухаживать за скотиной — к падежу;
перед смертью хозяина домовой иногда принимает его облик, садится на его место, делает его работу, надевает его шапку (поэтому в некоторых местах считалось, что увидеть домового в шапке — самый дурной знак);
♦перед смертью кого-либо из домочадцев домовой показывается в облике хозяина дома или умершего предка, старшего в семье человека;
♦ домовой может показываться в облике того человека, которому суждено умереть1, и видеть домового — своего двойника 4- может лишь тот человек, которому грозит несчастье: если домовой-двойник идет сзади него, то ему грозит беда; если же домовой идет впереди него, то человек вскоре умрет.
Если обитатели дома хозяйственны и трудолюбивы, то домовой во всем помогает им, заботится о скоте и всячески выражает хозяевам свое расположение. Особые знаки внимания со стороны домового могли выражаться и в том, что старикам он по ночам заплетал косичкой бороды, а женщинам — волосы.
Но если хозяева чем-то не угодили ему, домовой шумит и проказничает в доме: стаскивает и сваливает ворохом все, что попадется (одежду, домашнюю утварь), аукает во дворе, гремит посудой, дразнит домашних животных. Обычно домовой ходит бесшумно, но иногда расхаживает по дому, шаркая или топая, стуча, гремя, хлопая дверьми. Иногда он начинает возню, но это бывает только ночью, обычно в подполье, в чулане или на чердаке. Сердясь, домовой бросает чем попало со страшным стуком, но при этом никогда не попадает в человека.
Если домовой не любит хозяев, то может напускать в дом крыс, мышей, выживая людей из дома. По народному убеждению, если в семье часто бывают покойники, то это означает, что «хозяинушко не любит живущих».
Иногда домовой наваливается на спящих, давит им на грудь, но обычно не душит до смерти, при этом иногда считалось, что домовой чаще тревожит гостей, чем домочадцев. В некоторых местах, однако, полагали, что когда ночью что-то душит, давит на грудь, это на человека «нашла тень домового»^ сам домовой не смеет подойти к крещеному человеку.
Верили также, что домовой, если он сердит, может стащить хозяина с печки на пол и душить его сеном. Кроме того, домовой, по поверьям, иногда щиплется по ночам (чаще всего щиплет женщин за грудь), отчего остаются синяки. Однако полагали, что синяки, оставляемые на теле домовым, обычно не болят и скоро проходят.
В некоторых местах злому влиянию домового приписывались и болезни, «немочи». В частности, домовой невидимо расхаживает по избе, и человек, нечаянно попавший на его «дорогу» (то есть совершивший «переход»), может тяжело заболеть.
Считалось, что домовой часто досаждает крикливым и бестолковым бабам.
Если он невзлюбит какой-либо скот, особенно лошадь, то станет всячески мучить несчастное животное. Если хозяин вовремя не продаст не полюбившуюся лошадь, то домовой загоняет ее до того, что она превратится в заморенную клячу. Поэтому было придумано множество способов, чтобы угодить домовому, тем самым защитив животных от его козней.
Для того чтобы лошадь (или скотина вообще) пришлась
^ «ко двору», она должна быть той масти, которая нравится домовому. Эту масть можно узнать по голубям, обитающим во $ дворе (какой цвет у большего числа голубей, таковы и предпочтения домового), а также по цвету домашней ласки. А еще в доме желательно держать и котов той масти, которая угодна домовому.
Домовой не терпит сорок, даже мертвых, поэтому для того, чтобы он не вредил скоту, на конюшне или в хлеву подвешивают убитую сороку. Надо заметить, что эта мера отпугивает домового от помещения, где находится скот, и животные не только застрахованы от его проказ, но и одновременно лишены его опеки. Поэтому прежде чем прибегнуть к данному методу, стоит сначала попытаться задобрить домового или приобрести животных той масти, которая ему по нраву. Для усмирения домового в некоторых местах зарывали под жильем череп козла, а также помещали на конюшне медвежью голову, окуривали дом и двор медвежьей или верблюжьей шерстью.
Чтобы домовой полюбил купленное животное и оберегал , его, во все четыре угла хлева нужно класть посоленные ломти э хлеба со словами: «Хозяин-хозяюшко, вот тебе хлеб да соль, да добрый живот: пой да корми, да нас животом дари ». К защитным действиям от домового причислялись и способы установить с ним положительный контакт, попросту говоря, задобрить его. Чтобы наладить отношения с домовым, очень часто прибегают к самому настоящему подкупу своенравного домашнего Духа. Подарки или угощение лучше всего оставлять у печи, в Углах, в хлеву под яслями. Считается, что самыми приятными дарами для домового являются хлеб с солью или блины, каша (иногда круто посоленная), яйца, нюхательный табак, цветные лоскутки или блестки, старинные монеты с изображением лошади и овечья шерсть.
Хорошим средством установить добрые отношения с домовым является его «кормление» по большим праздникам.
На заговены (последний день перед постом, когда разрешается есть скоромное), а также в разговенье (первый день после
поста) обязательно надо оставить «хозяину» на ночь стол накрытым, а часть кушаний вынести на скотный двор и поставить на топор, врубленный плашмя в левый столб ворот, со словами: «Хозяинушка, батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води».
Также перед всяким большим праздником желательно оставить домовому у печи самую лучшую пищу, приговаривая: «На, хозяин, угостися куском с пирожком». Если домовой тронет эту пищу, то в доме будет все ладно и благополучно, а если не съест, значит, сердится и его надо чем-то задобрить.
На Пасху в некоторых местностях с домовым «христосуются»: кладут крашеное яйцо в блюдечко со словами «Дворовый батюшка, дворовая матушка со своими малыми детушками, Христос воскресе!»
Ну а в целом, чтобы «покормить» домового, не обязательно дожидаться больших праздников — достаточно и в обычные дни оставлять на столе остатки ужина («харч для домового»).
Для задабривания домового было важно угощать его в особые дни, особенно на Ефрема Сирина (10 февраля/28 января ст. ст.) — в этот день справляются «именины домового», и именинника надо «закармливать» пшенной кашей с медом, сваренной на молоке. Угощение оставляют на загнетке печи с просьбой беречь скот; в день Иоанна Лествичника (12 апреля/ 30 марта ст. ст.) домовой, по народному убеждению, празднует наступление весны, и ему в качестве угощения предлагают пироги или блины домовой шалит и бесится перед Петровым днем (12 июля/29 июня ст. ст.) — чтобы уберечь себя от небезобидных шалостей домового, его надо задабривать кашей или подарками.
Существовал целый ряд действий, направленных на перемещение домового. Например, при переезде в новый дом необходимо взять первую ковригу хлеба или пирог, испеченный в новом доме, перед полуночью вынести ее во двор и, обратившись к востоку, позвать: «Хозяин, пожалуйте ко мне на новоселье!* После этого хлеб вместе с солью оставить на ночь на столе. Если все это утром будет тронуто, значит, домовой явился.
Другой вариант — набрать в горшок немного горящих углей из старой печки со словами: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нашей семьей», «Дедушка, соседушка, иди к нам» • В некоторых местах этот обряд выглядит несколько иначе—в новый дом входят с кошкой или поленом, приглашая домовых: «Хозяин с хозяюшкой, спасибо большое, а в новый дом пожалуйте вместе, на веселое житье».
Хозяин, обретающий самостоятельность, должен забрать из старого дома в новый своего домового. Для этого ему нужно прийти на двор, на то место, где стоит скотина, которая дана ему «в надел», взять эту скотину и поклониться тому месту три раза, при каждом поклоне приговаривая: «Батюшко домовой мой, иди со мной, ваш оставайся здесь».
При сносе старого дома обязательно надо было взять икону, хлеб и «вызвать» домового: «Батюшка домовой, выходи домой». Согласно поверьям, если домового не вызвать, он останется на развалинах и будет пугать по ночам своим криком и плачем, жаловаться, что «ему притулиться негде», пока хозяева не позовут его в новый дом.
Кроме всех этих действий, для того чтобы уберечь себя от козней домового, необходимо было соблюдать целый ряд различных запретов и предписаний:
♦ хозяева, идя в хлев, прежде чем открыть дверь и войти, должны предупредить домового покашливанием, а заходя в хлев, не разговаривать, чтобы не помешать домовому;
♦женщины не должны ходить простоволосыми, чтобы не сердить домового;
♦принеся в дом дрова, нельзя бросать их с размаху на пол, так как домовой этого очень не любит;
♦если хозяин уходит из дома, то печь нужно загораживать ухватом или заслонять заслонкой, чтобы домовой не ушел
Вместе с ним;
♦ в доме, где есть некрещеный ребенок, нельзя гасить огонь ночью, а то «хозяин» заберет его к себе;
♦ всех животных, в образе которых мог появляться домовои, запрещено убивать в пределах дома и двора: это могло привести падежу скота и даже смерти людей;
♦ чтобы избежать неприятностей, рассердив домового женщины соблюдали запрет в ночное время работать или кормить ребенка, ложиться спать без ужина;
♦ домовой любит мир и согласие в семье, поэтому, чтобы избежать его недоброжелательства, нельзя ругаться дома и во дворе.
♦ Иногда для того чтобы установить отношения с домовым, необходимо было его увидеть. Для этого существовало несколько способов. Например, спуститься на третью ступень лестницы, ведущей в подполье или на двор, и глянуть промеж ног. Также домового можно увидеть через хомут или через борону. Делать это надо ночью или в предрассветные часы, когда он хозяйничает в доме или на дворе. Другой вариант — слепить из чистого воска свечу такого размера, чтобы она могла простоять в Страстную пятницу у страстей, а в субботу и в воскресенье — у заутрени. Согласно поверью, если между заутреней и обедней в Светлое воскресенье зажечь эту свечу и идти с ней домой, прямо в хлев или коровник, то можно увидеть «дедушку», который сидит, притаившись в углу, и не смеет тронуться с места. Тут с ним можно и поговорить.
♦ Кроме того, рекомендовалось в Светлое воскресенье надеть на себя все новое, помазать голову маслом, взятым от семи перводойных коров, идти в церковь и там во время службы оглянуться: домовой покажется в своем настоящем виде и погрозит пальцем (отчего человек, увидевший домового, заболеет на шесть недель).
♦ Ко всем вышеописанным способам прибегали очень редко из страха потревожить домового и тем навлечь на себя его гнев. Весьма распространенным было мнение, что не следует вообще стараться увидеть домового, так как он не любит любопытных и может рассердиться — столкнуть в погреб или сбросить с лестницы либо с сеновала, начнет по ночам душить спящего, бить посуду или мучить скот. Иногда даже верили, что увидевший домового умрет или онемеет, либо будет долго болеть. В некоторых местах советовали даже не выходить из дома на шум, если при этом не лают собаки (друзья домового), так как в этом случае шум, скорее всего, производит домовой, которого в это время не следует беспокоить.
советы по зашите от домового
♦ Зашита животных от козней домового (вариант 1)
♦ Если домовой мучит скотину, то защитить животных можно при помощи дегтя: надо намазать им хребты коров, коз итак далее, а также углы в хлеву.
♦ Зашита животных от козней домового (вариант 2)
♦ Ежедневно на протяжении недели хозяева должны лить во все углы хлева молоко, причем делать это надо перед наступлением сумерек.
♦ Зашита от нападения домового
♦ В случае если домовой наваливается на человека и душит, стоит только позвать: « Крестная!», и он тут же пропадет. Другим действенным средством отогнать «гнетку» повсеместно считается матерная брань.
♦ Зашита от чужого домового (вариант 1)
♦ Чтобы уберечь дом от проникновения чужого домового, следует воткнуть над воротами чертополох. Иногда это растете также кладут под порог и на подоконники.
♦ Зашита от чужого домового (вариант 2)
Для того чтобы прогнать чужих домовых, хозяин должен выйти во двор и новой метлой хлестать по всем стенам Дома, где слышится шум, приговаривая: «Бей наш чужого» или «Постой-ка, дедушка домовой, я те помогу». После это го «свой» домовой быстро победит «чужого», и тот покинет двор.
Зашита от чужого ломового (вариант 3}
Оставленного или напущенного чужого домового или своего, но сильно разгулявшегося, можно усмирить при помощи новой плетки с тремя хвостами или нового веника — ими нужно бить по стенам хлева и дома, сопровождая эти действия «угрозами» в адрес разбушевавшегося духа.
Зашита от чужого домового (вариант 4)
Чужого домового, мешающего жить, можно выгнать, водя внутри дома по углам штанами, принадлежащими старшему мужчине в семье. Согласно поверьям, домовой должен уйти после проведения этого простого ритуала.
Простой способ выгнать расшалившегося домового ив комнаты
Повесить на стену зеркало, а если есть возможность — поставить еще маленькие зеркала по разным углам комнаты.
Простой способ усмирить домового
Чтобы усмирить расшалившегося не на шутку домового, необходимо над входной дверью воткнуть нож. А если домовой расшалился в амбаре или хлеве, воткнуть в землю вилы.
Способ попросить помощи у домового (вариант 1)
Если у вас случилось несчастье, обратитесь к домовому, и он обязательно поможет.
Способ попросить помощи у домового (вариант 2)
Встаньте до рассвета на следующий день после Пасхи. Возьмите свечу от пасхальной заутрени и освященное яйцо. Перекреститесь поочередно свечой и яйцом, каждый раз приговаривая: «Дядюшка домовой, дядюшка дворовой, приходи ко мне на свет от свечи! На свет от свечи, что высвятила яйцо да пасхальные куличи. Приходи ко мне таков, как есть сам, я тебе яичко Христово дам. Пособи, помоги (называйте свою самую волнующую проблему), от моего дома, от моего двора, от моей семьи, от меня отведи беду-злосчастье. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь!» Свечу не тушите — дайте ей самой догореть. Освященное яйцо оставьте за печкой. Утром скормите животным (лучше беспризорным).
Молитва, защищающая от нечистой силы (вариант!)
Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более. Доколе вы будете налегать на человека? Выбудете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как 0гРада пошатнувшаяся. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут. Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него моя. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежи- мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; *Фепостьсилы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на его Во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва, защищающая от нечистой силы (вариант 2)
Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши. Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего. Страшный в правосудии, услышь нас, Боже Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко, поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом, укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей. Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; напоя- ешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью; луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.