::: MagicKey.com.ua
магический ключ
магический ключ

ЛЕШИЙ

Леший — это дух леса, воплощающий в себе его различ­ие стороны, особенно пугающие. Поэтому в большинстве тра­диций леший выступает как изначально враждебная человеку сущность. Хотя, нужно отметить, что существуют поверья, где леший предстает неким стариком-патриархом высокого роста облаченным в белые одежды. Он «справедлив и праведен» « посему без причины человека не трогает.

Название «леший» упоминается в историко-литературных памятниках лишь с XVII века, а до этого более распрост­раненными именами этого духа были лесовик, лесной дед, хозяин леса, шатун, водила и прочее.

Происхождение образа лешего неразрывно связано с те­мой проклятых или заклятых людей, то есть тех, кто стал не­чистой силой против своей воли. Это относилось не только к тем, кто, например, был не крещен или проклят своими роди­телями, но и к заложным покойникам (в первую очередь — это самоубийцы) и тем, кто умер не своей смертью.

Кроме того, бытовало мнение, что лешими становятся дети, которые появились на свет в результате связи обычной женщины с нечистой силой. В поздние времена, когда широко распространилось христианство, леших стали соотносить с ангелами, низвергнутыми Богом на землю.

Чаще всего лешего представляли в образе человека, обыч­но пожилого возраста, с огромной бородой и большого роста. Иногда, наоборот, его описывали как маленького человечка в лаптях. Но какое бы описание лешего не существовало, непре­менно отмечалось, что он весь покрыт шерстью или слишком мохнат, весь покрыт листвой или обросший мхом. Брови у него кустистые, а волосы и борода зеленые, похожие на мох, ли­ству, то есть его внешний вид хоть какими-нибудь чертами выдает в нем тесную связь с лесом.

В различных местностях леший представал как одетый в белый кафтан или звериную шкуру, а то вообще голый, то в красной шапке, то в белом колпаке.

Различные представления образа лешего связаны с тем, что, согласно поверьям, он мог принимать любой облик, то есть ему, как и большинству представителей нечистой силы, было свойственно оборотничество. Он может оборачиваться любым животным, но чаще всего медведем, волком, зайцем, оленем, реже — собакой или котом. Из птиц леший предпочитает обра3 филина и ворона. Он также может превращаться в дерево, корягу, в растения, в грибы, иногда даже в ветер, шум, шорох — свойства, присущие лесу.

И, конечно же, лешему ничего не стоит обернуться человеком, например, быть в образе старика, заблудившегося в лесу дутника и даже в виде какого-нибудь вашего родственника. Существует множество историй о том, как леший, приняв об­лик знакомого, заводит человека далеко от родных мест, в глу­хомань или в омут, на обрыв.

Но в каком бы образе леший не представал, его всегда можно было опознать по характерным признакам. Например, хромота, слишком маленький или, наоборот, слишком высо­кий рост, какая-либо неправильность в одежде, скажем, ле­вый лапоть надет на правую ногу, волосы на голове зачесаны налево, он, как нечистая сила, не носит креста и, что самое характерное, любит «эхом» повторять последние слова собе­седника.

Кроме того, часто отмечалось, что леший не отбрасывает тени, а кровь у него зеленая (редко — синяя).

Иногда образ лешего лишь условно можно назвать че­ловеческим. Так, согласно некоторым поверьям, когда лес­ной дух принимает человеческий облик, у него нет бровей или ресниц, порой нет одного уха. В некоторых случаях его также описывают как пучеглазого или одноглазого, кривого, горба­того, но зато отмечают горящие, как у дикого зверя, глаза, часто зеленого цвета.

В некоторых рассказах леший сильно напоминает чер­та — козлиные ноги и рога, остренькая бородка, а на руках — когти.

В народе считалось, что леший нередко принимает облик ямщика или человека, едущего на телеге. В этом случае он пред­лагал подвезти одинокого путника. Если тот соглашался, то скоро терял сознание, а, очнувшись, обнаруживал себя сидя­щим на крыше мельницы, на плотине над самой водой или на вершине высокого дерева, одним словом, в довольно опасном положении.

В большинстве же случаев леший для человека невидим. Он выдает себя только треском веток и шумом листвы, задева­емой при ходьбе.

В каждом лесу есть свой леший, но в том случае, если лес огромен, в нем могут жить несколько леших, которые друг другу не мешают. У каждого из них свое жилье, свои заботы.

Согласно же другим поверьям, лешие тоже бывают разными и среди них может быть своя иерархия: есть простые ле­шие, есть главный леший — лесной царь или атаман. Им обычно был самый старший и сильный среди них.

Леший, как правило, живет в дремучих чащах, темных борах, возле болот, в различных земных провалах и ямах, в местах, обильно покрытых мхом и засыпанных старой листвой, а также в деревьях, с которых свисают вьющиеся растения, напоминающие густую бороду.

В некоторых местах верили, что хозяин леса живет в ма­ленькой избушке.

Согласно же другим поверьям, у леших вообще нет дома, поэтому они ночуют в лесу где придется, потому что сам лес и есть их дом.

Иногда леший живет в специальных охотничьих избуш­ках. При этом верили, что он заранее назначает себе какую-нибудь лесную избушку местом своего будущего ночлега. Но если вдруг охотник займет ее прежде него, то леший непре­менно начнет различными способами его выманивать — пу­гать всевозможными звуками и мелкими пакостями. Тем не менее опасно для жизни выходить из такой избы, опасно вы­казывать свой страх. В противном случае хозяин леса потом такого человека обязательно погубит, запутает ему дорогу, устроит так, что тот попадет в болото, встретит хищного зве­ря и так далее. Но если охотник окажется смелым, то леший побуянит, а потом, успокоившись, уйдет искать себе другое место для ночлега.

По народному убеждению, у лешего, как и у людей, есть своя семья — отец и мать, жена и дети. Поэтому его нередко можно было видеть в лесу сидящим на какой-нибудь коряге вместе со своей женой.

Женами леших обычно становились проклятые или за­блудившиеся в лесу девушки, а также женские лесные или во­дяные духи, например русалки.

Также считалось, что леший может забрать себе девушку и та не соблюдала определенных правил поведения в вошла в лес не благословясь, слишком громко шумела, себя вызывающе или неоправданно губила природу.

Вообще, в некоторых местах считалось, что лешие весь­ма падки на женщин, очень любят их, поэтому порой даже не собираются похищать самых красивых и привлекательных. Но порой девушки сами убегали к лешим, жили с ними года два- три, а затем возвращались домой с кучей денег.

Свадьбы свои лешие, по поверьям, празднуют очень шум­но. Если в лесу сильно шумит ветер, поднялся вихрь и разыгралась страшная непогода — это леший празднует свадьбу. В это время в лесу оставаться опасно, так как свадьба лешего будет носиться по лесным дорогам и случайного путника могут про­сто не заметить и раздавить.

В некоторых традициях представления о семье лешего были иные. Так, например, бытовало мнение, что леший вооб­ще не может иметь детей, поэтому он их ворует у обычных лю­дей. Также к лешему попадали заблудившиеся дети или про­клятые своими родителями. Так, по общераспространенным поверьям, если роженица, потеряв в муках родов всякое терпе­ние, проклянет и себя, и ребенка, то леший посчитает дитя своей собственностью и заберет его к себе.

Согласно другим поверьям, леший нередко подменивает человеческих детей, оставляя взамен похищенного ребенка либо свое дитя, которое потом или убегает в лес, или становит­ся колдуном, ведьмой.

В целом о семье лешего говорили, что она живет, как и любая другая нормальная семья, за тем лишь исключением, что они не носят крестов, не молятся и не ходят в церковь.

Леший как хозяин леса любит бродить по своим владени­ям. При этом отмечается, что порой он на своих прогулках мо­жет выглядеть выше самого высокого дерева, а гуляя по лу­жайкам, быть вровень с травой.

Еще леший любит издавать различные звуки — громкий хохот, свист, визг, любит передразнивать птиц и хлопать в ла­доши, подражать звукам реки, шуму ветра, человеческому кри­ку и так далее.

Иногда верили также, что леший любит петь и при этом поет без слов, но «во все горло, с такой же силой, как шумит лес в бурю».

Больше всего забавляться с различными звуками хозяин леса любит с вечера до полуночи, но, как и всякая другая не­чисть, терпеть не может крика петуха, особенно на рассвете Поэтому с первыми проблесками солнца леший утихомирива­ется. Тем не менее леший мог ходить по лесу и днем по только ему известным тропинкам, но предпочтительное тени деревьев или по сырым местам вблизи лесных рек или болот.

Часто люди обнаруживали следы леших, но к ним лучше было не прикасаться и не наступать, так как это могло привес­ти к какой-либо неприятности.

К забавам лешего следует отнести и его манеру подсажи­ваться на телегу к человеку, едущему через лес. В этом случае лошади останавливаются и их нельзя сдвинуть с места. К по­добным шуткам лешего можно отнести его действия по наме­ренному запутыванию человека, когда он заставляет послед­него ходить кругами по одному и тому же месту. Причем чаще всего так забавляться леший любит над пьяницами или за­поздавшими путниками.

Естественно, в обязанности лешего входит охранять лес, обходить его дозором и управлять жизнью животных. Кроме того, у него есть и свое хозяйство — свой огород и своя жив­ность. Как правило, это заблудившиеся в лесу собаки, отбив­шиеся от стада коровы и так далее.

По народным поверьям, в ночь под Воздвижение (27 сен­тября) или же на Ерофея-мученика (17 октября) лешие сгоня­ют в одно место все подвластное им зверье и устраивают ему смотр перед наступающей зимой.

Лешие любят весело проводить время за игрой в карты, во время которой нередко проигрывают друг другу зверей и свой домашний скот. Поляны, на которых проводятся такие увесе­лительные мероприятия, легко узнать по изрядно помятой тра­ве и земле, исцарапанной когтями. В такие дни от леших нет никакого спасения, особенно тем, кому «посчастливится» по­пасть на такой шабаш.

 

Активно себя лешие ведут и в другие праздники, в частности очень  любят Пасху. В этот день их хорошо задабривать, подают в дар освященные яйца и другие угощения. Также  благоприятными днями являются летнее солнцестояние, Иванова дня и Ильин день.

 

На зиму лешие обычно впадают в спячку, а вот весной «выскакивают из земли», и в это время их нужно задобрить, иначе они начнут вредить.

 

Иногда леший не только подшучивает над человеком, но и помогает ему, особенно в тех случаях, когда сам человек по­могает лешему. Леший может одарить человека каким-либо секретом, деньгами или указать, где зарыт клад.

Леший в большинстве случаев выступает как враждеб­ный человеку дух, поэтому первоочередной задачей в защите от его козней было его увидеть, распознать, даже если он принимает образ какого-нибудь животного или человека. Один из самых распространенных способов — посмотреть на дорогу через дугу, меле ушей лошади, или взглянуть на него через правое ухо лошади, и тогда он будет отливать синева­тым цветом.

Другой известный способ — наклониться вперед и посмот­реть между своих расставленных ног на лешего или подозри­тельный объект. В этом случае можно увидеть его настоящий облик.

Для того чтобы увидеть лешего, существовали и более сложные способы. Так, для этого нужно было в ночь перед Ива­новым днем отправиться в лес и, найдя осину, срубить ее так, чтобы она вершиной упала на восточную сторону. Затем следо­вало стать на пень, повернувшись лицом на восток, нагнуться и» глядя, между ног, произнести: «Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою — пока­жись таковым, каков я».

О том, что рядом находится леший, также можно дога­даться по реакции птиц и животных, которые практически все­гда чувствуют присутствие хозяина леса. Самыми чувствитель­ными считались кошки, особенно имеющие разноцветную окраску, филин и черные собаки, у которых над каждым гла­зом есть по белому пятну.

Часто вреда от лешего можно ждать и в день Агафой огуменника. В это время лешие выходят из леса и бегают селам и деревням, стремясь напакостить в хлеву, коровнике так далее. Поэтому, чтобы защититься от козней лешего, издревле люди охраняли от него свое хозяйство, надев тулупу навыворот, с обмотанными полотенцами вокруг голов и кочер.гами в руках.

Особую опасность леший представлял для пастухов, точ­нее, для стада, которое они пасли. Обычно когда стадо впервый раз по весне выходило в поле, пастух заключал договоре лешим. По этому договору он должен был охранять стадо в течение лета. Сам же пастух в благодарность лешему отдавал одну или несколько коров из своего стада, списывая это на то, что корова могла потеряться в лесу или ее могли загрызть волки.

Если же кому-то придется столкнуться с лешим и всту­пить с ним в беседу, то очень важно запомнить первое сказан­ное лесным хозяином слово. Это необходимо для того, чтобы после разговора отделаться от него. Нужно повторить это сло­во с конца, иначе леший не отпустит, а будет долго еще «пошу­чивать» или может просто погубить.

Чтобы защитить себя от лешего, заплутавший в лесу че­ловек не должен ничего есть. А в качестве оберега ему стоит вывернуть свою одежду наизнанку, надеть правый сапог на ле­вую ногу и таким же образом поменять рукавицы или перчат­ки, если дело происходит зимой.

Всадникам и ямщикам рекомендовалось распрячь лоша­дей, а потом снова запрячь так, чтобы кольцо дуги приходи­лось не вперед, как обыкновенно запрягают, а назад.

В качестве оберегов обычно использовали очищенный от коры кусок липы и чертополох. Согласно поверьям, леший еще боится соли и, как всякая нечисть, молитв, заговоров, креста и святой воды.

Считалось также, что леший отстанет, если рассмешить его, напугать, удивить или сказать ему: «Шел, нашел, поте­рял», «Приходи вчера» или «Овечья морда, овечья шерсть».

Существовало поверье, что в случае слишком зловредных действий лешего его можно было убить, например, хлебным пшеном, уколов иглой в пятку или бросив в него медную пуговицу.

 

Практические советы по зашите от лешего

Заговор, чтобы леший по лесу не водил

Леший-лешачок, лесной старичок, ты меня, (имя), по тропам не води, душу мою не губи, по дорожкам не путай, по опушкам не запутывай, а проведи меня домой, чтобы был я, (имя), живой. Со мной сила крестная, со мной благословенье Богово, если ты меня, (имя), не отпустишь, то и сам сгинешь, пропадешь. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Заговор, чтобы леший не пристал

Встану я, раб Божий (имя), на зорьке, умоюсь росой, по- крещуюсь на все четыре стороны, помолюсь и снова покрещусь, выйду из дверей в ворота, из ворот — на дорожку. А дорожка та осенена милостью Божьей, поэтому не пропаду я на ней, не сгину, а буду идти я, раб Божий (имя), под защитой Христовой, под благословеньем архангела Михаила и Николая Чудотворца. И не тронет меня, раба Божьего (имя), ни человек пеший, ни ле­ший, не заденет меня ни сучок, ни лесовичок, и не встречу я ни маленького, ни большого беса, ни хозяина леса. Пройду тихо и незаметно, цел и здоров, во славу святых слов, во славу Господа Бога. И как никто не в силах церковь с места сдвинуть, так ни­кто не сможет и заговор мой превозмочь. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и.во веки веков. Аминь.

Ритуал, чтобы леший вернул заблудившееся в лесу животное

Рано утром на заре отправляйтесь в лес и там оставьте жертву лешему — какие-нибудь угощения и обязательно яйцо.

Затем произнесите: «Кто этому месту житель, кто насто. ятель, кто содержавец, тот возьмите дар, возьмите и домой ско. тинку пустите, нигде не задерживайте — ни за реками, ни за ручьями, ни за водами».

Отправляйтесь домой, не оглядываясь, что бы ни случи- лось и что бы вы ни услышали. Если ваша жертва будет угодна лешему и это он забрал ваше животное, то в ближайшее время оно само вернется к вам домой.

Ритуал исцеления от болезней, насланных лешим

Рано утром отправляйтесь в лес, станьте на границе леса и открытого пространства. Повернувшись лицом к лесу, при­несите дары лешему и произнесите: «Кто этому месту житель, кто настоятель, кто содержавец, тот дар возьмите, а меня про­стите во всех грехах и всех винах, сделайте здраву и здорову, чтобы никакое место не шумело, не болело».

Молитва, защищающая от нечистой силы (вариант 1)

Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла коварных, от мя­тежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напряг­ли лук свой — язвительное слово, чтобы втайне стрелять в не­порочного; они внезапно стреляют в него и не боятся. Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, гово­рили: кто их увидит? Изыскивают неправду, делают расследо­вание за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца. Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены; языком своим они поразят самих себя; все, ви­дящие их, удалятся от них. И убоятся все человеки, и возвес­тят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело. А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Молитва, защищающая от нечистой силы (вариант 2)

Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на . многие говорят душей моей: «Нет ему спасения в Боге». Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь у мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня 0 святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тех народов, которые со всех сто­рон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокруша­ешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Тво­им благословение Твое. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Оберег от лешего

Купите семь новых медных пуговиц. Нанижите их на крас­ную нить. Над каждой из пуговиц прочтите следующие слова: «Встану я, раб Божий (имя), помолясь Христовой молитвой, росой умоюсь и снова помолюсь Пресвятой Богородице и всем святым, всем святым угодникам и всем святым великомучени­кам. Перекрещусь я, раб Божий (имя), тремя крестными зна­меньями, тремя крестными знаменьями, да на все четыре сто­роны. Пойду я, раб Божий (имя), из дверей в ворота, из ворот — во чисто поле. А во чистом поле стоит церковь белая. А в той Церкви сила Божья. Защитит та сила Божья меня, раба Божь­его (имя), от всякой нечистой силы, что в лесах водится и лю­дей пугает, что людей пугает да зло всякое делает. Защитит меня сила Божья, и не леший меня водить будет, а сила Божья, и не леший надо мной смеяться будет, а я над ним, и буду я жив и здоров. Запираю заговор свой на семьдесят семь замков бу­латных, на семьдесят семь ключей железных. Бросаю те семь­десят семь ключей в синее море-океан, в синее море-океан на самое дно. Как никто те ключи достать не сможет, так и заго­вор мой никто превозмочь не сумеет. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Держите этот оберег в левом кармане, когда отправляе­тесь в лес.

 

 


       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.