::: MagicKey.com.ua
магический ключ
магический ключ

ОБОРОТЕНЬ

В народной традиции оборотнями называют в первую оче­редь людей, причастных к колдовству и способных «оборачи­ваться», то есть превращаться в каких-либо существ. Оборотней называли еще «обертышами», «перекидчиками», «опрокиднями», «переходнями».

В целом оборотничество, иными словами способность ме­нять свой облик, изначально присуще любой нечистой силе. Поэтому люди, стремящиеся овладеть тайной оборотничества (а это не только колдуны, но и охотники, пастухи, мельники, кузнецы и так далее), как правило, перенимали эту науку у нечистых и опасных существ. Черти и бесы могли принимать вид красивых юношей или девушек, различных животных, драгоценностей, блуждающих огоньков и так далее. По на­родному убеждению, черти, лешие, водяные и прочие нечис­тые сущности принимают человеческий облик для заманива­ния путников в лесные чащобы, чтобы топить их в омутах и вообще всячески досаждать простым людям.

Кстати, согласно поверьям, способностью к оборотничеству обладают и умершие. Так, считалось, что души умерших являются с того света в облике насекомых, птиц или гадов; они также могут показываться в виде вихря, столба пыли, блуждающих огней, тучи и так далее. Почти всегда становятся оборотнями после своей смерти колдуны и проклятые (если не был проведен специальный обезвреживающий ритуал). При­нимая различные облики, они бродят по земле и приносят беды людям.

Тот или иной класс или тип людей обладал различной склонностью к формам оборота. Так, колдуны чаще всего пред­почитали становиться волками или медведями, ведьмы обыч­но оборачивались в свиней, лошадей, из птиц предпочтение отдавали сороке, редко — вороне и даже могли принимать вид предметов — колеса, копны сена, полена, а в редких случаях Даже могли превращаться в дым.

Охотники и рыбаки в основном оборачивались в промыс­ловых зверей, то есть в тех, на кого охотились. Пастухи «оп­рокидывались» в собак, а вот люди, ставшие оборотнями про­тив своей воли, обычно становились волком, медведем или лошадью.

Животных-оборотней отличали по необычному поведе­нию или несмотря на многообразие личин и обликов, наиболее устойчивый образ оборотня связывается, конечно же, с волком.

Почему именно волк? Дело в том, что волк у многих на. родов еще с незапамятных времен был связан с миром магии и при этом, что характерно, его происхождение связывалось обычно с нечистой силой. Так, по одной из легенд, черт сле­пил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его ожи­вить, и тогда Бог Сам вдохнул в волка жизнь. При этом ожив­ленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает). К тому же волчьи черты иног­да прослеживаются в фольклорных портретах чертей и про­чей нечисти (волчьи зубы, уши, глаза, хвост, шерсть и так далее). А вообще, идея оборотничества приурочивается обыч­но к тому животному, которое на данной территории пред­ставляло особую опасность для человека. Для народов Евро­пы это был, естественно, волк (для сравнения — в Южной и Восточной Азии встречались тигры-оборотни, в Африке — леопарды-оборотни, в Южной Америке — ягуары-оборотни и так далее).

Вера в людей-волков, которые назывались волкодавами (не путать с вурдалаками!), широко бытовала у славянских народов вплоть до ХIХ-ХХ веков. Само слово «волкодлав» образовано из двух частей — общеславянского «волк» и южно­славянского «длака», означающего «шерсть, шкура».

Иногда волкодлаками называли и оборотней вообще, то есть людей, способных принимать вид не только волка, но и собаки, кошки, куста, пня, птицы и так далее. Однако ис­конно, по-видимому, волкодлак — это все-таки волк-оборо­тень, то есть человек, способный превращаться только в вол­ка и ни в кого иного. И вот что любопытно! оборотень, даже находясь в зверином обличье, всегда сохраняет человеческие мысли и чувства.

По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит в особые периоды, когда наиболее всего активна нечисть, — на Святки, в купальскую ночь, в троицкий период и другие большие праздники. Колдуны и ведьмы, по народно­му мнению, чаще всего «перекидываются» вовремя летнего сол­нцестояния и в зимние Святки. Хотя более поздние предания, свидетельствуют, что обо­гни могут превращаться в волков практически в любое время для того, чтобы всячески вредить своим соплеменникам: загрызать скот и людей и наводить порчу.

Колдуны и ведьмы оборачиваются тогда, когда им это нужно, и вернуть себе человеческий облик они могут в любое время. Обычно превращения происходят либо в сумерках, либо в ночное время.

Существовало немало разновидностей магической проце­дуры, с помощью которой осуществлялся «оборот» из челове­ческого состояния в звериное. «Оборотиться», то есть превра­титься в животное или неживой предмет, подчас в буквальном смысле означало «перевернуться» (перекувыркнуться) через некую условную черту (предмет-граница), установленную на символической границе между мирами.

Чаще всего колдуны и ведьмы перекидывались через один или несколько ножей, воткнутых в землю в подполье или в гладко срубленный пень в лесу. Среди других предметов-гра­ниц, через которые кувыркались оборотни, также упоминают­ся обручи, коромысло, колоды и некоторые другие. Более под­робно ритуал, по-видимому, выглядел так: перед обращением в волка колдун в каком-нибудь уединенном месте вбивал в зем­лю либо в пень пять ножей или осиновых кольев, два из кото­рых символизировали передние лапы, два — задние, а один — хвост. Прыгая или кувыркаясь вперед через ножи, он стано­вился волком.

Чтобы обратно вернуть себе человеческий облик, оборот­ню следовало забежать с противной стороны границы и переку­выркнуться через нее обратно. Но если за время пребывания человека в виде зверя кто-нибудь заберет и унесет нож или по­добный предмет-границу, то он навек останется волком.

Иногда для «оборота» использовалась волчья шкура, которую колдун набрасывал на себя. По-видимому, это один из наиболее древних способов, поскольку сведения о подобном приеме встречаются уже в шаманских легендах. Так, напри­мер, в североамериканских и корякских мифах рассказывает­ся, как мифологический герой Эмемкут превратился в Велико­го Ворона при помощи вороньего костюма, а его внук Кил превратился в медведя, надев медвежью шкуру. Эмемкут дал собачью шкуру своей сестре, и она превратилась в собаку.

Шаманы надевали на себя звериный костюм, чтобы обер­нуться животным на время ритуалов, и главное назначение костюма — способствовать превращению человека в зверя. Объяснение этому можно найти в мифах индейцев тлинкитов, в которых говорится о том, что люди и животные раньше были едины, животные отличались от людей одеждой — шкурой и мехом. В берлогах и норах они снимали их и становились людьми.

Кстати сказать, феномен шаманизма вообще неразрывно связано темой оборотничества. Так, у бурятских шаманов дух- покровитель называется «хубилган», что можно перевести как «метаморфоза» (от хубилху — «изменяться», «приобретать иную форму»), что непосредственно указывает на способности к «перекидыванию».

Сами духи-помощники или духи-покровители, как пра­вило, предстающие перед шаманом в облике того или иного животного, наделяли его способностью превращаться в него по своему желанию. Так, шаман, у которого имеется дух-по­мощник орел, может превращаться в орла. Это явление мы на­ходим у чукотских и эскимосских шаманов (они превращают­ся в волков). Лапландские шаманы становятся не только волками, но и медведями, северными оленями и рыбами. За­фиксированы рассказы шаманов, утверждающих, что они мо­гут оборачиваться тиграми.

Но вернемся к теме использования шкуры для оборотни­чества. Этот мотив встречается не только в шаманизме, но так­же и в сказках — вспомним Царевну-лягушку, сбрасывавшую и надевавшую лягушачью кожу.

 

Всех оборотней можно разделить на три класса в зависимости от того, в какое животное превращается человек, а лает ли он это добровольно, заставили ли его стать оборотнем при помощи магических чар или подобный дар достался ему от рождения.

К первой группе — добровольные оборотни — относятся колдуны и волхвы, умеющие принимать звериный облик преиму­щественно для того, чтобы вредить людям. Согласно народным представлениям, они могут принимать облик не только волка, но 1 других животных, а также растений (куст, ветка, солома) и предметов (клубок ниток, веретено, стог сена, полено). И более того, колдуны и ведьмы, по поверьям, обладают способностью «оборачиваться» по нескольку раз, то есть неоднократно менять свой облик. У восточных славян существовало также верова­ние, что ведьма в одно мгновение может изменять свое обличье двенадцать раз, а потом вновь обратиться в женщину.

 

Цели превращения колдунов и ведьм — корыстные: про­никнуть незамеченным в чужой двор; навредить соседской ско­тине (например, отобрать молоко у коровы и тому подобное); напасть на своего недруга, оставаясь неопознанными; запу­гать людей, «заморочить» или завести на бездорожье; навес­ти порчу. Мать-ведьма в устрашающем животном облике мог­ла преследовать своего сына, чтобы не пустить его на свида­ние с девушкой, пришедшейся ей не по нраву, и разрушить их отношения.

Нередко «знающие» люди оборачиваются животными с Целью скрыться от преследователей или обмануть их, либо про­сто пересечь большие расстояния. Вспомним, что еще в «Слове   о полку Игореве» говорится о том, как князь Всеслав «рыщет волком в ночи», преодолевая огромные расстояния.

К невольным оборотням обычно относят людей, насиль­но превращенных в волков силой колдовства. Одним из глав­ных отличий невольного оборотня от оборотня добровольного является то, что невольный оборотень обычно никому не дела­ет вреда, за исключением тех людей, которые его «испортили», то есть превратили в волка.

Обычно оборотничество данного типа совершается с це­лью наказать человека за нанесенную обиду и свести с ним счеты. Типичными примерами подобной мести является превращение в волков неугодных зятьев или мужчин, отвергших любовь ведьмы. Колдунья может отомстить обидчику тем, что оборачивает его по ночам в коня и заезживает до полусмерти. Сохранилось и немало преданий о том, как обиженный колдун «пускал волками» новобрачных, не пригласивших его на свадь­бу, или даже всех участников свадьбы.

Помимо своей безобидности, подневольный волк-оборо­тень отличался от колдуна и тем, что не ел падаль, сырое мясо или другую «нечистую» пищу — он старался добыть себе хлеб и другую человеческую еду или, на худой конец, поджарить добычу, убитую волчьей стаей. Эту особенность поведения объясняли так: съев сырого мяса, заколдованный человек окон­чательно превратится в волка, поэтому он и стремится раздо­быть ту пищу, которая бы сохраняла его связь с миром людей. Иногда в поисках пропитания волкодлаки забирались в погре­ба, и многие крестьяне, заметив убыль припасов, обычно отно­сили подобные кражи на счет невольных оборотней. Тоскуя по человеческой жизни, оборотни нередко приходили под окна родного дома и жалобно выли, желая увидеть своих родных.

Иногда встречаются верования, что волки-оборотни мо­гут бегать в стае настоящих волков, занимая подчиненное по отношению к ним положение. Однако, находясь в обличье зве­ря, оборотень всегда должен быть осторожен, так как от него пахнет человечиной, и если настоящие звери учуют его, то ра­зорвут.

Если невольный оборотень становился жертвой охотни­ка, то он перед смертью кричал человеческим голосом, а охот­ники, снимая шкуру с убитого волка-оборотня, под ней обна­руживали остатки красного кушака, следы одежды человека или даже его человеческий облик, скрывавшийся под шкурой. Хотя иногда встречаются верования, что колдун превращает свою жертву в волка только на определенный период времени. Когда же срок истекает, тот снова превращается в человека, но его отличительной чертой становятся сросшиеся брови и крас­ные глаза, либо клочок серой шерсти возле сердца. Также по некоторым другим приметам можно было отличить настояще­го волка от оборотня: считалось, что оборотень сохраняет человеческое отражение, которое можно заметить в воде, когда подойдет напиться; кроме того, оборотней можно узнать по строению задних ног — они развернуты коленями вперед, как у

человека.

Каким же образом людей обращали в оборотней против их воли? Воздействие магических чар на жертву достигается разными способами. По поверьям, колдун или ведьма набра­сывают на человека звериную шкуру, ленту или пояс (« наузу ») или бьют своей палкой, сопровождая эти действия заклина­ниями.

Известен и другой прием: скрученный пояс кладут под порог хаты, и наступивший на него становится волкодлаком. Ведьма, чтобы обернуть жениха и невесту волками, бросает под копыта лошадей клубок пряжи. По некоторым рассказам, кол­дунья, чтобы навести порчу, перекапывала дорогу, по которой должна была проехать свадебная процессия, небольшим рвом, и когда поезд пересекал это углубление, лошади падали замер­тво, а люди превращались в диких зверей. Колдун также мог превратить в волчью стаю всю свадебную процессию, бросив первой лошади под ноги рукавицу на волчьем меху.

И, наконец, последняя категория оборотней — это обо­ротни от рождения, то есть «самопроизвольные» оборотни. Ими обычно становились дети, зачатые родителями в дни, которые, согласно предписаниям традиции, являлись запрет­ными для полового сношения, например, накануне Пасхи. Страдая за грехи родителей, они в урочный час — обычно но­чью — непроизвольно превращаются в волков. Это превраще­ние для них очень мучительно и сопровождается сильными стонами. На русском Севере верили, что оборотнями стано­вятся дети, проклятые родителями, или преступники, совер­шившие страшное злодеяние.

Предания сохранили немало историй о несчастливых бра­ках таких оборотней, заканчивающихся обычно бедой для их супругов, которые, как правило, ими же и бывают загрызены. Волкодлаки такого происхождения, как и ведьмы с колдуна- Ми, могут находиться в облике волков после смерти, так как у Них, кроме души»есть еще «дух », дающий им возможность быть Упырями.

К печальным последствиям могло привести и несоблюде­ние беременной женщиной некоторых запретов и предписаний. Считалось, что рожденный ребенок может оказаться под воз- действием нечистой силы, которая и сообщит ему экстраорди­нарные способности.

Также способностью к оборотничеству, по народному убеж­дению, обладают люди, родившиеся «в рубашке», то есть с эмб­риональной пленкой, частично покрывающей головку новорож­денного. Среди подобных личностей обычно оказывалось множество людей с необычной судьбой, ясновидцев и так далее.

Естественно, никто из людей не хотел встречаться с обо­ротнем. Их боялись, а раз боялись, то придумывали различ­ные средства защиты от них. Так, например, рекомендовалось при встрече с оборотнем ударить его тележной осью или так называемым «змеиным топором», то есть топором, которым однажды убили змею.

Если были подозрения, что какая-либо лошадь на самом деле оборотень, то, чтобы свести магические чары на нет, ее нужно было подковать.

Но самое главное в борьбе с оборотнями было выяснение личности. Тут наши предки не мудрствовали, при встрече они старались нанести оборотню какое-либо увечье, чтобы потом, когда он станет снова человеком, узнать его. Ведь увечье, нане­сенное оборотню, останется и в его человеческом облике.

Если приходилось иметь дело с оборотнем, которым стал после смерти колдун или другой лихой человек, умерший страшной смертью, то проводился довольно сложный и опас­ный ритуал для обезвреживания такого мертвеца. Надлежало разрыть его могилу, перевернуть труп вниз лицом, либо подре­зать пяточные сухожилия, либо проткнуть оборотня между лопаток осиновым колом.

В других случаях, пока еще покойная ведьма или колдун находились в своем доме, выламывали доску из потолка или вообще разбирали целый угол крыши. Также надежным сред­ством против блужданий «ожившей» ведьмы было прибива­ние ее тени гвоздем.

Широко бытовало убеждение, что превратить оборотня обратно в человека мог опытный колдун или знахарь, однако плечу только тому магу, который превосходит по силе  превратившего человека в зверя. Кроме этого, для оборотня жертвы существовала опасность другого рода: если кол­дуя умрет раньше срока действия заклятия, то человек останет­ся волком на всю жизнь и ему уже никто не сможет помочь.

Кроме сильных ведьмаков, невольному оборотню мог помочь и обычный человек, только следовало знать особые маги­ческие приемы, которые могли бы избавить жертву от зверино­го обличья.

С этой целью проводили следующий несложный ритуал. Надо снять с себя пояс, завязать на нем несколько узлов, каж­дый раз говоря: «Господи, помилуй», а затем опоясать им волкодлака. Другие способы расколдовать оборотня — при встре­че назвать его людским именем, накормить благословленной едой, набросить на него человеческую одежду или даже простое полотно.

Согласно народным представлениям, при обратном пре­вращении волкодлак сохраняет признаки оборотня: он наг, не может говорить по-человечески. Окончательное возвращение оборотня в мир людей происходит после его приобщения к куль­турным действиям: при надевании одежды, поедании челове­ческой пищи, мытье в бане, а также при звуке колокольного звона. Нарушение условий обратного превращения грозило тем, что у расколдованного человека мог остаться хвост.

Обретение человеческого облика могло произойти и само собой по истечении срока заклятия (от 9 дней до года или 3, 7, 9,12 лет) либо при особых условиях — если волшебный пояс, который колдун набросил на свою жертву, перетрется, лопнет или будет разорван кем-либо.

Заговор, защищающий от оборотня-лисы (вариант 2)

Встану я рано, умоюсь, перекрещусь и пойду из дверей в ворота, из ворот — во чисто поле. Подойду к Алатырь-камню и призову все силы небесные, чтобы были они мне порукой, что­бы были они защитой рабу Божьему (имя) и защитили его от лис-оборотней, охранили его от лисьих перекидышей, отвели зло слева направо, справа налево, чтобы сгинуло зло в тартара­ры от раба Божьего (имя). Пусть все бесовские силы оставят в покое раба Божьего (имя) отныне и навек, во всяк день, во всяк час. Во имя Сына, и Отца, и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.

Заговор, защищающий от любого оборотня (вариант 1)

Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду, пере­крестясь, из дверей в ворота, из ворот — во чисто поле. Во чис­том поле солнышко восходит. Помолюсь я, раб Божий (имя), красну солнышку да попрошу его осветить мне путь, указать на истинный облик того, кто оборачивается, кто притворяется и кто зло на меня задумал. Пусть лучи красна солнышка про­жгут его черную душу, испепелят злое сердце, и пусть он ни­когда не сможет причинить вреда. Огради меня, солнышко, раба Божьего (имя), от всего нечистого, от всего темного, от всякого зла, от оборотня, от обертыша, от перекидника и переверты­ша. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь. Аминь. Аминь.

Заговор, защищающий от любого оборотня (вариант 2)

Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы Дверьми, из ворот — воротами, на широкую улочку, в чистое Поле, на восток и на восточную сторону. На востоке, на вос­точной стороне стоит Пресвятая Божья церковь о тридевяти Углах, о тридевятых крестах, о тридевяти престолах. Как эту

церковь никто не может с места на место переставить, так никто бы не мог рабу Божьему (имя) вреда нанести — ни оборотень, ни перекидыш, ни кто в шкуре звериной, ни Кто с глазами бесовскими, ни всякая другая нечисть. Во имя Отца

и Сына, и Святого Духа».

 

Заговор, защищающий от любого оборотня (вариант 3)

Выгоняю я из раба Божьего (имя) всякого нечистого духа именем Господним, Духом Святым, Крестом Животворящим, травою лютой, молитвами святых. Посылаю адского князя: выведи из сего раба Божьего (имя) своего нечистого духа и дай опять старому хозяину, прибери опять на свои прежние руки, пошли его в морскую глубину, заключи его навеки в морские глубины тремя ключами железными, тремя замками булатны­ми, запечатай его тремя печатями Соломоновыми, заключи его тремя заклятиями Господними. Слово мое крепко! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.

Молитва, защищающая от нечистой силы (вариант 1)

О великий архангел Гавриил, услышь молитву раба Бо­жьего (имя), исходящую из сердца его. О великий архангел Гав­риил, прошу тебя, стань светом моим во тьме. Веди меня доро­гою праведных мимо бед и несчастий. Защити меня, раба Божьего (имя), от врагов и завистников. О великий архангел Гавриил, заступись за меня пред страшным ликом Сатаны, пред его речами лукавыми и делами нечистыми, Не дай впасть ни в грех блуда, ни в грех ненависти, ни в грех воровства, ни в грех убийства. Прошу тебя, великий архангел Гавриил, отгони от меня болезни и хвори. Пусть всегда со мной будет благодать и милость твоя. Да будет так! Пусть страх отойдет от сердца мо­его, а тоска-печаль — от души моей! Да будет так! Спаси и со­храни меня, архангел Гавриил, и в полдень, и в полночь, я утром, и вечером, и во всякое другое время моей жизни. Стань крепостью и опорой моей, великий архангел Гавриил! Аминь. Защити от черных деяний, не чтящих закон Господа. Во имя деза, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва, защищающая от нечистой силы

(вариант 2)

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Они погибнут, бесы, от лица любя­щего Бога. Прогонят беса, силу дьявола; даровал нам Господь • Свой крест честной для прогнания врага и супостата. Радуйся пред животворящим Крестом Господним и помогай мне со Свя­той Девой Марией с Божьей Матерью и со всеми святыми угод­никами во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.

Индивидуальный оберег, защищающий от любого вида оборотней

Купите серебряную цепочку в любой день, кроме суббо­ты. Сходите с ней в церковь, желательно на воскресную служ­бу, и во время нее держите цепочку в правой руке, постоянно повторяя: «Господи, спаси и сохрани».

Необходимо три раза сходить в церковь и выполнить все эти действия. После этого цепочку можно носить на шее, и ни один оборотень к вам не прикоснется. Они будут обходить вас

стороной.

Оберег для зашиты от оборотня-волка

В первый понедельник растущей луны купите серебря­ный крестик. Тщательно промойте его под струей холодной Воды. Положите на сутки в сосуд с красным вином. Затем рано Утром извлеките и, не вытирая, просушите на солнце.

После этого крестик необходимо окурить полынью и де­вять раз произнести над ним молитву «Отче наш».

Теперь оберегом можно пользоваться. Носить его лучше в области сердца или солнечного сплетения. Оберег для зашиты от оборотня-лисы

Соберите в холщовый мешочек семь рыжих перьев от молодого рыжего петуха. Положите в мешочек три малень­кие веточки полыни. Затем напишите на красной бумаге крас­ными чернилами любую универсальную молитву от нечистой силы, приводимую в данной книге. После этого бумагу сожги­те на красной свече, а пепел насыпьте в мешочек. Завяжите мешочек красной нитью на три узелка. Теперь это — амулет. Его можно повесить над входной дверью или же в случае опа­сения встречи с оборотнем носить с собой.

Оберег, защищающий дом от вторжения оборотней

В воскресенье, после утренней службы в церкви, отправ­ляйтесь на рынок и купите два серебряных ножа. Окропите их святой водой, а потом повесьте их над входной дверью, соеди­нив крест-накрест.

Ножи можно чем-нибудь прикрыть, чтобы они не броса­лись в глаза и не вызывали нездорового любопытства. Обрати­те внимание, что ножи необходимо вешать таким образом, что­бы они острием были направлены вниз, а не вверх.

Универсальный оберег против оборотней для зашиты дома

Найдите сухую, но еще крепкую дубовую ветку неболь­шого размера. Аккуратно обработайте ее наждачной бумагой, после чего распилите на две части. Одну из них окурите полы­нью, а вторую — ладаном. Перевяжите красной нитью части так, чтобы получился крест. Тридцать три раза над крестом повторите «Господи, помилуй мя», при этом необходимо губа­ми слегка касаться центральной части креста, там, где вы пе­ревязывали красной нитью.

После произнесения слов осените оберег троекратным зна­мением.

Оберег необходимо повесить над входной дверью со сто­ны улицы. Чтобы он не привлекал внимания, крест можно дать не очень большим. Эффект зависит не от размера, а от Правильности изготовления.

 


       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.