::: MagicKey.com.ua
магический ключ
магический ключ

ЧЕРТ

 

Чертями называли и вообще всех нечистых и злых духов, и вполне конкретное сверхъестественное существо. У восточ­ных славян черт — это родовое понятие, включающее всю не­чистую силу («нежить», «нечистиков»), то есть водяных, ле­ших, домовых и пр. По некоторым поверьям, водяные, лесные, домовые и прочие духи — это водяные, лесные, домовые черти, в которых превратились свергнутые с неба ангелы. Вместе с тем собственно черти в народных поверьях имеют свои отли­чия от прочей нечисти (свобода передвижения, повсеместная распространенность, излюбленные места обитания).

Само слово «черт» в народной речи употреблялось доволь­но редко, так как считалось, что при упоминании своего имени нечистый тут же появляется и начинает вредить.

По-видимому, сам образ черта имел дохристианское про­исхождение (достаточно вспомнить языческих бесов), но хри­стианские представления о дьяволе оказали сильное воздей­ствие на его позднейший облик.

Легенды о происхождении черта восходят к раннехрис­тианским апокрифическим преданиям, отражающим борьбу Бога и сатаны. Черти, согласно упомянутому источнику, — это вышедшие из повиновения Божьей воле ангелы, которых ар­хангел Михаил сбросил с неба. Они упали на землю, но не про­били ее насквозь, как сатана, а остались на поверхности. По другим поверьям, черти произошли от плевка Бога. Также встречаются упоминания о том, что сатана сам создает чертей, стряхивая воду с рук позади себя.

Традиционный облик черта, в общем, имеет много обще­го с внешним видом бесов: он — черное (синее или темное) мох­натое существо с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Его глаза горят, как угли, а голос зычный и сип­лый. Черт также может быть кривым, лысым, хромым (по по­верьям, черти сломали себе ноги во время падения с неба).

Традиционное местообитание чертей во многих поверь­ях — ад, преисподняя, где они мучают грешников. Причем иногда делали различие между самыми «лихими» чертями, жи­вущими в аду постоянно, и такими, которые обитают на земле, среди людей, занимаясь своими бесовскими делами, а в ад спус­каются лишь за указаниями.

Самые излюбленные места обитания чертей в народу поверьях — болота я глухие места, трясины, уходящие глубоко под землю. Один из народных рассказов объясняет место, пребывание чертей в болотном мире следующим образом.

При сотворении мира черт за щеку спрятал глину, а архангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть — образова­лись горы и озера. Бог в наказание посадил черта в самый глу­бокий и бездонный овраг и наполнил его вонючей водой и глиной. Поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже можно слышать, как они там стонут, визжат и хохочут.

Кроме того, по народным представлениям, черти любят жить не только в болотах, но и вообще в воде, особенно в сто­ячей. Так, но некоторым поверьям, молодые черти до 30 лет живут холостыми в речках, потом переселяются в болота в омуты, где женятся и плодятся, а старые черти живут в море.

Попав в человеческое жилье, черт может забраться в воду, предназначенную хозяевами для питья, о чем повествует сле­дующая легенда.

Некий святой подвижник встретил черта, всего перепач­канного, и посоветовал ему: «Иди, обмойся водой речной, что ты таким пакостным ходишь?» Черт же ответил ему: *К реке меня не пускает ангел, а велит идти в ту первую избу, где стоят непокрытая кадка с водой и где она не ограждена крестным знамением. Туда я и иду. Мы все там всегда и обмываемся».

Традиционным местом обитания чертей в народе считались и бани, а также мельницы, особенно старые и заброшен­ные. По различным поверьям, черти могут также жить на по­гостах и на церковных колокольнях. При этом черти свободно проникают в дома (преимущественно через трубы) и иногда се­лятся под полом, в трубе, под печью.

Свои сборища нечистики обычно устраивают на перекрестках, в пустых, нежилых или неосвященных строениях (на тех же мельницах), на чердаках.

Облик, принимаемый чертом, напрямую зависит от цели, которую преследует нечистый. Так, если надо испугать челове­ка, то он является в виде страшного зверя; если подтолкнуть к греху—в виде человека; если подурачиться или подшутить, то в виде кошки, собаки или свиньи. Помимо этого, черти любят принимать неопределенный, но устрашающий облик, либо быстро менять обличья.

Однако существует несколько, так сказать, табуированных для чертей обликов. Они почти никогда не принимают вид коровы, осла, петуха (этой птицы боится любая нечисть), го­лубя (эта птица считается воплощением Святого Духа), а так­же святых предметов (креста, иконы и так далее).

Узнать черта под личиной человека или животного не­просто. Его выдают только какие-нибудь аномальные или не­типичные признаки, например едва заметные рожки и копыт­ца, которые он обычно прячет под шапкой и в сапогах, хвост, необычные детали одежды (подоткнутая правая пола, красная шапочка, красная рубашка либо пояс), а также некоторые фи­зические недостатки (хромой, кривой на один глаз). Черта-зверя обычно опознают по черному или рыжему цвету шерсти.

Черти, по народному убеждению, владеют различными волшебными предметами — шапкой-невидимкой, неразмен­ным рублем и тому подобным. Все эти вещи у них можно было получить хитростью или купить.

Черти, пожалуй, как никакие другие сверхъестественные существа близки к миру людей и даже более того: каждому че­ловеку, согласно народным верованиям, при рождении дается только ангел-хранитель, но и черт, который в течение всей его жизни присутствует за левым плечом (ангел-храни­тель, соответственно, находится за правым). Именно таким образом издавна объясняют присутствие и борьбу в человеке двух начал — светлого и темного. Черт, нашептывая человеку в левое ухо, подталкивает его к проступкам и грехам. Между ангелом-хранителем и чертом всегда идет борьба, и оба они не­усыпно следят друг за другом. Ангел записывает все добрые дела, а черт — злые, и когда человек умирает, ангел спорите чертом о его душе.

Подобная близость к миру людей наложила свой отпеча­ток на «характер» чертей. Согласно поверьям, они подверже­ны многим человеческим привычкам и слабостям: они любят ходить в гости друг к другу, не прочь шумно попировать. Часто считалось, что черт очень любит музыку, да и сама музыка — изобретение лукавого. На своих свадьбах и пирах, устраивае­мых по случаю важных побед над людьми, старые и молодые черти охотно пьют вино, а напившись, они любят поплясать и подраться, во время чего поднимается вихрь. Кроме этого, чер­ти — заядлые картежники и азартные игроки в кости.

Повсеместно распространены поверья о том, что черти любят приходить на девичьи вечеринки и вступать в интимные связи с девушками и женщинами. Так, считалось, что черт может явиться девушке в облике красивого парня, и если она не распознает в нем нечистого духа, то он соблазнит ее и станет ее любовником (от подобной связи даже мог родиться ребенок- урод, чертенок). Также черти посещают тоскующих женщин, принимая облик их отсутствующих мужей или любимых. При этом женщина, к которой ходит черт, вскоре начинает бога­теть, но при этом сохнет, болеет и может вскоре умереть.

Помимо этого считалось, что черти часто похищают про­клятых людей, особенно детей. Стать жертвой черта мог стать и некрещеный ребенок, оставленный родителями без присмот­ра в нечистом месте, например в бане, либо «присланный» мла­денец (задавленный матерью во сне). Черт мог утащить к себе и того ребенка, которого не перекрестили перед засыпанием, ко­торому не пожелали роста и здоровья при чихании или которо­му в недобрый час сказали недопустимые слова типа «Хоть бы тебя черти взяли!» или «Иди к черту!» Дальнейшая судьба по­хищенных детей обычно сводилась к тому, что черти духов или своих подневольных слуг (заставляли их искать пожары, воровать неблагословленную еду, стороклады и тому подобное).

Впрочем, иногда люди могли вступать с чертями в отношения на равных (или почти на равных). В частности, считалось,  что с чертом, как и с обычным человеком, можно заключить  соглашение, особенно после оказанной услуги, и потре­бовать за нее награду. Очень часто в народных рассказах черт представляется глуповатым простофилей, которого легко об­вести вокруг пальца или напугать. Достаточно вспомнить те поручения, которые дает своим помощникам-чертям колдун, когда у него нет для них «настоящей» работы — считать пес­чинки или осиновые листья, вить веревки из пыли и тому по­добное.

К слову сказать, отношения человека с чертом чаще все­го достаточно серьезны — заключение договора или сделки, поступление на работу к черту. Вступая в те или иные отноше­ния с чертом, человек все время должен был помнить, что нечистые все-таки является носителем зла, и общение с ним может привести к различным бедам.

Черт, как считалось в народе, — существо более злое, чем другие представители нечистой силы, например леший или во­дяной.

По народным представлениям, черти постоянно вмеши­ваются в жизнь людей и им вменяют в вину следующие продел­ки: причинение различных мелких неприятностей, насылание мороков, подстрекательство к преступлению или самоубийству, похищение и кража разных вещей, порча и кража неблаго- словленной еды и питья, незримое присутствие за столом и по­едание пищи за тех, кто шумит и болтает за столом, и тому подобное.

Вообще, действию чертей часто приписывались как прак­тически все более или менее мелкие несчастья (например, не­ловкие движения, потери), так и более серьезные опасности. Так, вмешательством чертей часто объяснялись болезни, осо­бенно душевные, сопровождающиеся истерическими припад­ками, психическими расстройствами. По народному убежде­нию, все душевнобольные люди находятся во власти нечистой силы, управляющей их волей и поступками. Многие болезни происходящие по неизвестной причине, тоже объясняли что никновением в человека черта. Черт в этом случае мог действовать самостоятельно, а мог быть и наслан колдуном, «лихим» человеком через пищу, воду или же вообще «по ветру». Вселе­ние нечистой силы в человека вызывало различные припадки кликушество и тому подобные расстройства.

По народному убеждению, черт может вселяться не толь­ко в живых людей, но и в покойников, особенно умерших на­сильственной смертью, бывших при жизни большими грешни­ками, или в покойника, по которому сильно плачут родные. Так, во многих местах верили, что с покойника, по которому долго убивается жена, черти сдирают кожу и один черт залазит в нее, после чего начинает в таком виде ходить к жене покойно­го и сожительствовать с ней. Если же черт вселялся в умершего колдуна, то тот начинал вставать из могилы по ночам и всячес­ки вредить живым.

Влиянию черта традиционно приписывалось и такое страшное в народной среде явление, как пьянство, которое рас­ценивалось как душевное заболевание, наваждение. В некото­рых местах запои воспринимали как своего рода порчу по той причине, что пьяный постоянно поминает черта.

Черт любит подшутить над человеком порой очень зло, и наиболее он опасен как раз для пьяниц, особенно припозднив­шихся в пути. Черт любит пьяных, поскольку пьяного челове­ка ему легче подталкивать к дурным поступкам, внушать дур­ные мысли, подсказывать бранные слова и ругань, заставлять ввязываться в драку. Кстати, отсюда же и вечное оправдание тех, что в пьяном беспамятстве наделал себе и другим неприят­ностей — «черт попутал ».

Подшучивать над пьяными — любимая забава черта. Известно немало рассказов, повествующих о мужиках, возвра­щавшихся домой навеселе и повстречавших черта. Как прави­ло, черт является пьяному мужику в облике его знакомого или родственника и приглашает выпить с ним. Польстившись на приглашение, мужик отправляется с чертом, выпивает и заку­сывает с ним, а потом вдруг оказывается где-то в незнакомы* местах и обнаруживает, что пил воду из проруби, закусывал листьями, вместо рюмки держал шишку и тому подобный замороченный чертом человек может оказаться на краю гибели — упасть в прорубь или реку, заблудиться в лесу.

По общераспространенным представлениям, черти всегда стараются заполучить душу человека. Подстрекая его к пьян­ку или греховным поступкам, они надеются, что душа греш­ника после его смерти достанется им. По народному убежде­нию, в первую очередь чертям достаются души колдунов и ведьм, поскольку те подписывают с нечистым договор кровью я в обмен на колдовские умения и чертенят-помощников отда­ют свою душу. После смерти колдуна черти приходят за его душой, и если чародей не успел «пристроить» кому-нибудь сво­их помощников и не передал своей силы, то черти будут мучить его до последнего вздоха, набиваться в его внутренности и тому подобное.

Души самоубийц также достаются чертям. Любой само­убийца, по народному убеждению, — «черту лошадь» или «чер­ту кочерга» (уголья мешать в адских печах). Согласно поверь­ям, все самоубийцы находятся в полной власти нечистой силы, черти ездят на них и возят воду. К слову сказать, в народе по­лагали, что многие самоубийцы не сами решились наложить на себя руки, а им помогли черти, особенно если человек много пьет. Черт в таком случае на него может навести такую тоску, что остается только руки на себя наложить. А лукавый тут как тут — под бока подталкивает, на ухо нашептывает и петлю поможет надеть, и сам же и затянет. А вот пример подобной ситуации.

 

Однажды мужик, решивший покончить с собой, напра­вился в лес. А один деревенский старик, поняв, что тот заду­мал недоброе, советует мужику, когда тот станет давиться, ска­зать: «Душу свою отдаю Богу, а тело — черту». В лесу мужику встречаются черти, которые подхватывают его под руки и под­водят к осине, у которой уже толпится сборище всякой нечис­ти: и колдуны, и ведьмы, и утопленники, и удавленники. Едва мужик подошел к осине, как она наклонила макушку, а черти на радостях бросились навстречу, выхватили из рук мужика вожжи и в два счета наладили петлю на суку. Двое чертей дер­жат ее наготове, третий же ухватил мужика за ноги и подсадил головой прямо в петлю. Тут мужик вспомнил старика и сказал, как тот советовал. Черти закричали: «Ишь, велико дел0 твое мясо, что мы с ним будем делать? Нам душа нужна, а не тело вонючее», — вытащили мужика из петли и швырнули его в сторону.

Чертей нередко считали причиной некоторых природных явлений. Согласно народным поверьям, черти могут насылать засуху, непогоду, град, проливные дожди или бурю. Причиной метели также считали возню чертей. Вихри, по народному убеж­дению, — это беснующиеся, резвящиеся черти или же это чер­това свадьба, пляшущая по дорогам. Если нагнуться и посмот­реть между ног, то можно увидеть внутри вихря чертей.

Согласно народным поверьям, особенно опасными черти бывают в «нечистых» местах и в «нечистое» время суток. Хотя они и способны появляться где угодно и когда угодно, но все же нечистики предпочитают являться в банях, на перекрестках, на чердаках в сумерках, в полночь или в полдень, а также от полуночи до первых петухов.

Черти, наряду с прочей нечистью, становятся особенно активными в большие церковные праздники: на Святки, на Пасху, в Иванов или Петров день. В это время они появляются на земле между людьми, участвуют в гаданиях, « проказят», а также отмечают на свой лад праздники. Например, считается, что в ночь на Ивана Купала черти собираются вместе, играют и танцуют, но в то же время бдительно охраняют клады и рас­цветающий папоротник.

Практические советы по зашите от черта 

Заговор на изгнание и в доме черта

Отыди, дьяволе, от храму и от дому сего, от дверей и ОТ всех четырех углов. Нет тебе, дьяволе, части и участия, места и покою, здесь Крест Господень, Матерь Христова, Пресвятая Богородица, святый Петр, святые евангелисты: Иоанн, Лука»

Матфей, св. архангел Михаил, Гавриил, Рафаель, Ури- 81угасил, Егудиил, Варахаил. Силы небесные ликовствуют, сь святые херувимы и серафимы, святый Михаил ныне по 'сей вселенной, по них же полки держит святый Петр, палице держа, здесь Рождество Предтечи, здесь тебе, дьяволе, нет час­тя и участия, места и покою. Не делай пакости, дьяволе, всему месту, и дому, и человеку, и скоту, и всем рабам Божьим, беги отсюда во ад кромешный, где твой настоящий приют, и там да обитай. Слово мое крепко, яко камень. Аминь, аминь, аминь.

Заговор против чертей и злых духов

Иду я по чистому полю, навстречу бегут семь духов с по­лудухами, семь чертей с чертовками, все черные, все злые, все нелюдимые. Идите вы, духи с полудухами, к лихим людям, держите их на привязи, чтоб я от них был цел и невредим во пути и дороге, в доме и лесу, в чужих и родных, во земле и в воде, в обеде и на пиру, на свадьбе и на беде; Мой заговор долог, мои слова крепки.

Заговор против козней черта

Встану я, раб Божий (имя), помолясь, перекрестясь. Умо­юсь росой, Крест Божий поцелую и с именем Христовым в серд­це пойду своей дорогой, своей праведной стезей. Обернусь я, раб Божий (имя), в восточную сторону, призову ветер буйный, ветер сильный, ветер грозный. Разметай, ветер, чертей, как осенние листья, разметай, ветер, чертей, как прах ненужный, разметай дела их лихие и Богу неугодные. Пусть никто, ни черт, ни бес, ни их отродье не коснется меня, раба Божьего (имя). Пусть все зло обойдет меня стороной-сторонкой, на кривую улочку свернет и в тартарары пропадет. Упадет в глубокую безд­ну Адама и там останется. А я, раб Божий (имя), пойду даль­ше, жив-здоров и на судьбу не обижен. Заговор мой крепок, как Алатырь-камень. И как Алатырь-камень никто не может поднять, так никто и заговор мой не сможет изменить. Сила и мощь словам моим. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва, зашишаюшая от нечистой силы (вариант 1)

Приклони, Господи, ухо Твое И услышь меня, ибо Я беден и нищ. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спа­си, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, ибо Ты, Гос­поди, благ и милосерд, и многомилостив ко всем, призыва­ющим Тебя. Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего. В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, приидути поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно, ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего. Боже! гордые восстали на меня, и ско­пище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою. Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердый, дол- готерпивый и многомилостивый и истинный, призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей; покажи на мне знамение во благо, да видят нена­видящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва, зашишаюшая от нечистой силы (вариант 2)

О Спаситель, Иисус Христос, Искупитель грехов челове­ческих, Сын Отца Небесного, обрати Свой взор на раба Божье­го (имя). Прошу, обереги меня со всех сторон от внутреннего и внешнего зла, чтобы я мог пребывать всегда в Тебе, славословя и почитая имя Твое, достойное славы Господа и Сына вечного Бога, Которым все управляется и пребывает в радости. ПУсТ

всегда будет предо мною в дни скорби и радости. Да будет ^к! Да станет имя Иисуса Христа надеждой и опорой моей. Да та1С таК! Да будет Иисус в сердце моем охранять меня от лука- огои дел нечестивцев, врагов и завистников. Да будет так! Да будет Господь наш, Иисус Христос, всегда во мне. Аминь. Да воскресит Он меня, раба Божьего {имя)у из плена грехов моих тяжких и сомнений тяжелых. Аминь. Да будет Он подле меня, чтобы управлять мною. Аминь. Да будет Он надо мною, чтобы укрепить меня. Аминь. Да будет Спаситель всегда между мной я врагами моими, чтобы защищать меня! Аминь. Иисус Хрис­тос торжествует, Иисус Христос царствует, Иисус Христос по­велевает! Аллилуия! Аллилуия! Аллилуия! Спаситель мира, спаси меня и помоги мне! И пока в сердце моем живет сила Гос­пода и Сына Его Вечного, не коснутся меня рука дьявола, беда и напасти, посланные им через людей, животных и духов. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Оберег от проделок чертей

Рано утром отправьтесь в церковь, желательно в воскре­сенье, поскольку этот день связан с солнцем. В церкви освяти­те один железный гвоздь.

Вернувшись домой, натрите гвоздь полынью, а потом на одни сутки поместите его в сосуд с красным вином. Над сосудом необходимо произнести любую универсальную молитву от не­чистой силы, приведенную в книге.

Затем нужно оставить гвоздь на ярком солнце в полдень, чтобы он высох.

После этого обвяжите гвоздь белой ниткой, мысленно повторяя молитву «Отче наш» .

Теперь оберег можно носить с собой. В случае опасности сжимайте его в левом кулаке.

Оберег от проделок чертей для зашиты дома

Купите не торгуясь маленький замок. Окурите его полы­нью или окропите святой водой. Затем станьте на пороге своего

дома и, повернув ключ в замке, произнесите: «Закрываюя, рак Божий (имя), свой дом с востока до запада, с севера до юга на семьдесят семь замков железных, на семьдесят семь замков зо. лотых и на семьдесят семь замков серебряных. Закрываю я раб Божий (имя), свой дом и его домочадцев (имена) от всех болезней телесных и душевных, от всех козней чертей и бесят, которые зло мне сделать хотят, но теперь не могут. Спаси и сохрани мой дом, Господи. Слова мои за губы, язык мой на замок, во веки веков. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Закройте замок и повесьте его на дверную ручку или при­бейте на правую стенку рядом с дверью.

Когда замок проржавеет, его необходимо сменить на новый.

 


       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.