ЧЕРТ
Чертями называли и вообще всех нечистых и злых духов, и вполне конкретное сверхъестественное существо. У восточных славян черт — это родовое понятие, включающее всю нечистую силу («нежить», «нечистиков»), то есть водяных, леших, домовых и пр. По некоторым поверьям, водяные, лесные, домовые и прочие духи — это водяные, лесные, домовые черти, в которых превратились свергнутые с неба ангелы. Вместе с тем собственно черти в народных поверьях имеют свои отличия от прочей нечисти (свобода передвижения, повсеместная распространенность, излюбленные места обитания).
Само слово «черт» в народной речи употреблялось довольно редко, так как считалось, что при упоминании своего имени нечистый тут же появляется и начинает вредить.
По-видимому, сам образ черта имел дохристианское происхождение (достаточно вспомнить языческих бесов), но христианские представления о дьяволе оказали сильное воздействие на его позднейший облик.
Легенды о происхождении черта восходят к раннехристианским апокрифическим преданиям, отражающим борьбу Бога и сатаны. Черти, согласно упомянутому источнику, — это вышедшие из повиновения Божьей воле ангелы, которых архангел Михаил сбросил с неба. Они упали на землю, но не пробили ее насквозь, как сатана, а остались на поверхности. По другим поверьям, черти произошли от плевка Бога. Также встречаются упоминания о том, что сатана сам создает чертей, стряхивая воду с рук позади себя.
Традиционный облик черта, в общем, имеет много общего с внешним видом бесов: он — черное (синее или темное) мохнатое существо с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Его глаза горят, как угли, а голос зычный и сиплый. Черт также может быть кривым, лысым, хромым (по поверьям, черти сломали себе ноги во время падения с неба).
Традиционное местообитание чертей во многих поверьях — ад, преисподняя, где они мучают грешников. Причем иногда делали различие между самыми «лихими» чертями, живущими в аду постоянно, и такими, которые обитают на земле, среди людей, занимаясь своими бесовскими делами, а в ад спускаются лишь за указаниями.
Самые излюбленные места обитания чертей в народу поверьях — болота я глухие места, трясины, уходящие глубоко под землю. Один из народных рассказов объясняет место, пребывание чертей в болотном мире следующим образом.
При сотворении мира черт за щеку спрятал глину, а архангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть — образовались горы и озера. Бог в наказание посадил черта в самый глубокий и бездонный овраг и наполнил его вонючей водой и глиной. Поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже можно слышать, как они там стонут, визжат и хохочут.
Кроме того, по народным представлениям, черти любят жить не только в болотах, но и вообще в воде, особенно в стоячей. Так, но некоторым поверьям, молодые черти до 30 лет живут холостыми в речках, потом переселяются в болота в омуты, где женятся и плодятся, а старые черти живут в море.
Попав в человеческое жилье, черт может забраться в воду, предназначенную хозяевами для питья, о чем повествует следующая легенда.
Некий святой подвижник встретил черта, всего перепачканного, и посоветовал ему: «Иди, обмойся водой речной, что ты таким пакостным ходишь?» Черт же ответил ему: *К реке меня не пускает ангел, а велит идти в ту первую избу, где стоят непокрытая кадка с водой и где она не ограждена крестным знамением. Туда я и иду. Мы все там всегда и обмываемся».
Традиционным местом обитания чертей в народе считались и бани, а также мельницы, особенно старые и заброшенные. По различным поверьям, черти могут также жить на погостах и на церковных колокольнях. При этом черти свободно проникают в дома (преимущественно через трубы) и иногда селятся под полом, в трубе, под печью.
Свои сборища нечистики обычно устраивают на перекрестках, в пустых, нежилых или неосвященных строениях (на тех же мельницах), на чердаках.
Облик, принимаемый чертом, напрямую зависит от цели, которую преследует нечистый. Так, если надо испугать человека, то он является в виде страшного зверя; если подтолкнуть к греху—в виде человека; если подурачиться или подшутить, то в виде кошки, собаки или свиньи. Помимо этого, черти любят принимать неопределенный, но устрашающий облик, либо быстро менять обличья.
Однако существует несколько, так сказать, табуированных для чертей обликов. Они почти никогда не принимают вид коровы, осла, петуха (этой птицы боится любая нечисть), голубя (эта птица считается воплощением Святого Духа), а также святых предметов (креста, иконы и так далее).
Узнать черта под личиной человека или животного непросто. Его выдают только какие-нибудь аномальные или нетипичные признаки, например едва заметные рожки и копытца, которые он обычно прячет под шапкой и в сапогах, хвост, необычные детали одежды (подоткнутая правая пола, красная шапочка, красная рубашка либо пояс), а также некоторые физические недостатки (хромой, кривой на один глаз). Черта-зверя обычно опознают по черному или рыжему цвету шерсти.
Черти, по народному убеждению, владеют различными волшебными предметами — шапкой-невидимкой, неразменным рублем и тому подобным. Все эти вещи у них можно было получить хитростью или купить.
Черти, пожалуй, как никакие другие сверхъестественные существа близки к миру людей и даже более того: каждому человеку, согласно народным верованиям, при рождении дается только ангел-хранитель, но и черт, который в течение всей его жизни присутствует за левым плечом (ангел-хранитель, соответственно, находится за правым). Именно таким образом издавна объясняют присутствие и борьбу в человеке двух начал — светлого и темного. Черт, нашептывая человеку в левое ухо, подталкивает его к проступкам и грехам. Между ангелом-хранителем и чертом всегда идет борьба, и оба они неусыпно следят друг за другом. Ангел записывает все добрые дела, а черт — злые, и когда человек умирает, ангел спорите чертом о его душе.
Подобная близость к миру людей наложила свой отпечаток на «характер» чертей. Согласно поверьям, они подвержены многим человеческим привычкам и слабостям: они любят ходить в гости друг к другу, не прочь шумно попировать. Часто считалось, что черт очень любит музыку, да и сама музыка — изобретение лукавого. На своих свадьбах и пирах, устраиваемых по случаю важных побед над людьми, старые и молодые черти охотно пьют вино, а напившись, они любят поплясать и подраться, во время чего поднимается вихрь. Кроме этого, черти — заядлые картежники и азартные игроки в кости.
Повсеместно распространены поверья о том, что черти любят приходить на девичьи вечеринки и вступать в интимные связи с девушками и женщинами. Так, считалось, что черт может явиться девушке в облике красивого парня, и если она не распознает в нем нечистого духа, то он соблазнит ее и станет ее любовником (от подобной связи даже мог родиться ребенок- урод, чертенок). Также черти посещают тоскующих женщин, принимая облик их отсутствующих мужей или любимых. При этом женщина, к которой ходит черт, вскоре начинает богатеть, но при этом сохнет, болеет и может вскоре умереть.
Помимо этого считалось, что черти часто похищают проклятых людей, особенно детей. Стать жертвой черта мог стать и некрещеный ребенок, оставленный родителями без присмотра в нечистом месте, например в бане, либо «присланный» младенец (задавленный матерью во сне). Черт мог утащить к себе и того ребенка, которого не перекрестили перед засыпанием, которому не пожелали роста и здоровья при чихании или которому в недобрый час сказали недопустимые слова типа «Хоть бы тебя черти взяли!» или «Иди к черту!» Дальнейшая судьба похищенных детей обычно сводилась к тому, что черти духов или своих подневольных слуг (заставляли их искать пожары, воровать неблагословленную еду, стороклады и тому подобное).
Впрочем, иногда люди могли вступать с чертями в отношения на равных (или почти на равных). В частности, считалось, что с чертом, как и с обычным человеком, можно заключить соглашение, особенно после оказанной услуги, и потребовать за нее награду. Очень часто в народных рассказах черт представляется глуповатым простофилей, которого легко обвести вокруг пальца или напугать. Достаточно вспомнить те поручения, которые дает своим помощникам-чертям колдун, когда у него нет для них «настоящей» работы — считать песчинки или осиновые листья, вить веревки из пыли и тому подобное.
К слову сказать, отношения человека с чертом чаще всего достаточно серьезны — заключение договора или сделки, поступление на работу к черту. Вступая в те или иные отношения с чертом, человек все время должен был помнить, что нечистые все-таки является носителем зла, и общение с ним может привести к различным бедам.
Черт, как считалось в народе, — существо более злое, чем другие представители нечистой силы, например леший или водяной.
По народным представлениям, черти постоянно вмешиваются в жизнь людей и им вменяют в вину следующие проделки: причинение различных мелких неприятностей, насылание мороков, подстрекательство к преступлению или самоубийству, похищение и кража разных вещей, порча и кража неблаго- словленной еды и питья, незримое присутствие за столом и поедание пищи за тех, кто шумит и болтает за столом, и тому подобное.
Вообще, действию чертей часто приписывались как практически все более или менее мелкие несчастья (например, неловкие движения, потери), так и более серьезные опасности. Так, вмешательством чертей часто объяснялись болезни, особенно душевные, сопровождающиеся истерическими припадками, психическими расстройствами. По народному убеждению, все душевнобольные люди находятся во власти нечистой силы, управляющей их волей и поступками. Многие болезни происходящие по неизвестной причине, тоже объясняли что никновением в человека черта. Черт в этом случае мог действовать самостоятельно, а мог быть и наслан колдуном, «лихим» человеком через пищу, воду или же вообще «по ветру». Вселение нечистой силы в человека вызывало различные припадки кликушество и тому подобные расстройства.
По народному убеждению, черт может вселяться не только в живых людей, но и в покойников, особенно умерших насильственной смертью, бывших при жизни большими грешниками, или в покойника, по которому сильно плачут родные. Так, во многих местах верили, что с покойника, по которому долго убивается жена, черти сдирают кожу и один черт залазит в нее, после чего начинает в таком виде ходить к жене покойного и сожительствовать с ней. Если же черт вселялся в умершего колдуна, то тот начинал вставать из могилы по ночам и всячески вредить живым.
Влиянию черта традиционно приписывалось и такое страшное в народной среде явление, как пьянство, которое расценивалось как душевное заболевание, наваждение. В некоторых местах запои воспринимали как своего рода порчу по той причине, что пьяный постоянно поминает черта.
Черт любит подшутить над человеком порой очень зло, и наиболее он опасен как раз для пьяниц, особенно припозднившихся в пути. Черт любит пьяных, поскольку пьяного человека ему легче подталкивать к дурным поступкам, внушать дурные мысли, подсказывать бранные слова и ругань, заставлять ввязываться в драку. Кстати, отсюда же и вечное оправдание тех, что в пьяном беспамятстве наделал себе и другим неприятностей — «черт попутал ».
Подшучивать над пьяными — любимая забава черта. Известно немало рассказов, повествующих о мужиках, возвращавшихся домой навеселе и повстречавших черта. Как правило, черт является пьяному мужику в облике его знакомого или родственника и приглашает выпить с ним. Польстившись на приглашение, мужик отправляется с чертом, выпивает и закусывает с ним, а потом вдруг оказывается где-то в незнакомы* местах и обнаруживает, что пил воду из проруби, закусывал листьями, вместо рюмки держал шишку и тому подобный замороченный чертом человек может оказаться на краю гибели — упасть в прорубь или реку, заблудиться в лесу.
По общераспространенным представлениям, черти всегда стараются заполучить душу человека. Подстрекая его к пьянку или греховным поступкам, они надеются, что душа грешника после его смерти достанется им. По народному убеждению, в первую очередь чертям достаются души колдунов и ведьм, поскольку те подписывают с нечистым договор кровью я в обмен на колдовские умения и чертенят-помощников отдают свою душу. После смерти колдуна черти приходят за его душой, и если чародей не успел «пристроить» кому-нибудь своих помощников и не передал своей силы, то черти будут мучить его до последнего вздоха, набиваться в его внутренности и тому подобное.
Души самоубийц также достаются чертям. Любой самоубийца, по народному убеждению, — «черту лошадь» или «черту кочерга» (уголья мешать в адских печах). Согласно поверьям, все самоубийцы находятся в полной власти нечистой силы, черти ездят на них и возят воду. К слову сказать, в народе полагали, что многие самоубийцы не сами решились наложить на себя руки, а им помогли черти, особенно если человек много пьет. Черт в таком случае на него может навести такую тоску, что остается только руки на себя наложить. А лукавый тут как тут — под бока подталкивает, на ухо нашептывает и петлю поможет надеть, и сам же и затянет. А вот пример подобной ситуации.
Однажды мужик, решивший покончить с собой, направился в лес. А один деревенский старик, поняв, что тот задумал недоброе, советует мужику, когда тот станет давиться, сказать: «Душу свою отдаю Богу, а тело — черту». В лесу мужику встречаются черти, которые подхватывают его под руки и подводят к осине, у которой уже толпится сборище всякой нечисти: и колдуны, и ведьмы, и утопленники, и удавленники. Едва мужик подошел к осине, как она наклонила макушку, а черти на радостях бросились навстречу, выхватили из рук мужика вожжи и в два счета наладили петлю на суку. Двое чертей держат ее наготове, третий же ухватил мужика за ноги и подсадил головой прямо в петлю. Тут мужик вспомнил старика и сказал, как тот советовал. Черти закричали: «Ишь, велико дел0 твое мясо, что мы с ним будем делать? Нам душа нужна, а не тело вонючее», — вытащили мужика из петли и швырнули его в сторону.
Чертей нередко считали причиной некоторых природных явлений. Согласно народным поверьям, черти могут насылать засуху, непогоду, град, проливные дожди или бурю. Причиной метели также считали возню чертей. Вихри, по народному убеждению, — это беснующиеся, резвящиеся черти или же это чертова свадьба, пляшущая по дорогам. Если нагнуться и посмотреть между ног, то можно увидеть внутри вихря чертей.
Согласно народным поверьям, особенно опасными черти бывают в «нечистых» местах и в «нечистое» время суток. Хотя они и способны появляться где угодно и когда угодно, но все же нечистики предпочитают являться в банях, на перекрестках, на чердаках в сумерках, в полночь или в полдень, а также от полуночи до первых петухов.
Черти, наряду с прочей нечистью, становятся особенно активными в большие церковные праздники: на Святки, на Пасху, в Иванов или Петров день. В это время они появляются на земле между людьми, участвуют в гаданиях, « проказят», а также отмечают на свой лад праздники. Например, считается, что в ночь на Ивана Купала черти собираются вместе, играют и танцуют, но в то же время бдительно охраняют клады и расцветающий папоротник.
Практические советы по зашите от черта
Заговор на изгнание и в доме черта
Отыди, дьяволе, от храму и от дому сего, от дверей и ОТ всех четырех углов. Нет тебе, дьяволе, части и участия, места и покою, здесь Крест Господень, Матерь Христова, Пресвятая Богородица, святый Петр, святые евангелисты: Иоанн, Лука»
Матфей, св. архангел Михаил, Гавриил, Рафаель, Ури- 81угасил, Егудиил, Варахаил. Силы небесные ликовствуют, сь святые херувимы и серафимы, святый Михаил ныне по 'сей вселенной, по них же полки держит святый Петр, палице держа, здесь Рождество Предтечи, здесь тебе, дьяволе, нет частя и участия, места и покою. Не делай пакости, дьяволе, всему месту, и дому, и человеку, и скоту, и всем рабам Божьим, беги отсюда во ад кромешный, где твой настоящий приют, и там да обитай. Слово мое крепко, яко камень. Аминь, аминь, аминь.
Заговор против чертей и злых духов
Иду я по чистому полю, навстречу бегут семь духов с полудухами, семь чертей с чертовками, все черные, все злые, все нелюдимые. Идите вы, духи с полудухами, к лихим людям, держите их на привязи, чтоб я от них был цел и невредим во пути и дороге, в доме и лесу, в чужих и родных, во земле и в воде, в обеде и на пиру, на свадьбе и на беде; Мой заговор долог, мои слова крепки.
Заговор против козней черта
Встану я, раб Божий (имя), помолясь, перекрестясь. Умоюсь росой, Крест Божий поцелую и с именем Христовым в сердце пойду своей дорогой, своей праведной стезей. Обернусь я, раб Божий (имя), в восточную сторону, призову ветер буйный, ветер сильный, ветер грозный. Разметай, ветер, чертей, как осенние листья, разметай, ветер, чертей, как прах ненужный, разметай дела их лихие и Богу неугодные. Пусть никто, ни черт, ни бес, ни их отродье не коснется меня, раба Божьего (имя). Пусть все зло обойдет меня стороной-сторонкой, на кривую улочку свернет и в тартарары пропадет. Упадет в глубокую бездну Адама и там останется. А я, раб Божий (имя), пойду дальше, жив-здоров и на судьбу не обижен. Заговор мой крепок, как Алатырь-камень. И как Алатырь-камень никто не может поднять, так никто и заговор мой не сможет изменить. Сила и мощь словам моим. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва, зашишаюшая от нечистой силы (вариант 1)
Приклони, Господи, ухо Твое И услышь меня, ибо Я беден и нищ. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, ибо Ты, Господи, благ и милосерд, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя. Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего. В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, приидути поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно, ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего. Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою. Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердый, дол- готерпивый и многомилостивый и истинный, призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей; покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва, зашишаюшая от нечистой силы (вариант 2)
О Спаситель, Иисус Христос, Искупитель грехов человеческих, Сын Отца Небесного, обрати Свой взор на раба Божьего (имя). Прошу, обереги меня со всех сторон от внутреннего и внешнего зла, чтобы я мог пребывать всегда в Тебе, славословя и почитая имя Твое, достойное славы Господа и Сына вечного Бога, Которым все управляется и пребывает в радости. ПУсТ
всегда будет предо мною в дни скорби и радости. Да будет ^к! Да станет имя Иисуса Христа надеждой и опорой моей. Да та1С таК! Да будет Иисус в сердце моем охранять меня от лука- огои дел нечестивцев, врагов и завистников. Да будет так! Да будет Господь наш, Иисус Христос, всегда во мне. Аминь. Да воскресит Он меня, раба Божьего {имя)у из плена грехов моих тяжких и сомнений тяжелых. Аминь. Да будет Он подле меня, чтобы управлять мною. Аминь. Да будет Он надо мною, чтобы укрепить меня. Аминь. Да будет Спаситель всегда между мной я врагами моими, чтобы защищать меня! Аминь. Иисус Христос торжествует, Иисус Христос царствует, Иисус Христос повелевает! Аллилуия! Аллилуия! Аллилуия! Спаситель мира, спаси меня и помоги мне! И пока в сердце моем живет сила Господа и Сына Его Вечного, не коснутся меня рука дьявола, беда и напасти, посланные им через людей, животных и духов. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Оберег от проделок чертей
Рано утром отправьтесь в церковь, желательно в воскресенье, поскольку этот день связан с солнцем. В церкви освятите один железный гвоздь.
Вернувшись домой, натрите гвоздь полынью, а потом на одни сутки поместите его в сосуд с красным вином. Над сосудом необходимо произнести любую универсальную молитву от нечистой силы, приведенную в книге.
Затем нужно оставить гвоздь на ярком солнце в полдень, чтобы он высох.
После этого обвяжите гвоздь белой ниткой, мысленно повторяя молитву «Отче наш» .
Теперь оберег можно носить с собой. В случае опасности сжимайте его в левом кулаке.
Оберег от проделок чертей для зашиты дома
Купите не торгуясь маленький замок. Окурите его полынью или окропите святой водой. Затем станьте на пороге своего
дома и, повернув ключ в замке, произнесите: «Закрываюя, рак Божий (имя), свой дом с востока до запада, с севера до юга на семьдесят семь замков железных, на семьдесят семь замков зо. лотых и на семьдесят семь замков серебряных. Закрываю я раб Божий (имя), свой дом и его домочадцев (имена) от всех болезней телесных и душевных, от всех козней чертей и бесят, которые зло мне сделать хотят, но теперь не могут. Спаси и сохрани мой дом, Господи. Слова мои за губы, язык мой на замок, во веки веков. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Закройте замок и повесьте его на дверную ручку или прибейте на правую стенку рядом с дверью.
Когда замок проржавеет, его необходимо сменить на новый.