КОРОЛИ, КОРОЛЕВЫ, РЫЦАРИ И ПАЖИ КОЛОДЫ ТАРО
< Вернутся к "Таро"
Король Кубков
Это почти Санта-Клаус с заботливым выражением лица и позой, говорящей об открытости и восприимчивости. Он обладает властью и авторитетом в делах любви и семьи, и роль его не сложна и пс обременительна. Он с готовностью предлагает дружескую поддержку, исполняет роль отца и доброго дедушки, который рассказывает внукам любимые истории из собственного детства. Ничего большего от «авторитетной фигуры» семейная жизнь и не требует. У него много свободного времени, которое он посвящает радостям и удовольствиям жизни: вину, музыке, изящной беседе, возможно, уходу за садом или разведению собак и лошадей. Он, наверное, самый пассивный, покорный и дружелюбный из всех королей, во всяком случае, в куда большей степени, чем его собрат из колоды Уэйта—Смит. Это добрый старик, сочувствующий советчик, терпимый родитель или просто счастливый пенсионер, в полной мере наслаждающийся долгожданным отдыхом.
Королева Кубков
Во многих колодах Королева Кубков — это воистину фон тан любви: чистая, щедрая, полная бесконечного сочувствия, интуитивная. Однако в рассматриваемой колоде она, судя по всему, придерживается более активной позиции в жизни. Это хозяйка дома, организующая быт и управляющая всем, что в нем происходит, местами даже кумушка-хлопотунья. В то время как королю делать почти нечего, кроме разве что качать внуков, перед королевой стоит великая задача — следить за тем, чтобы хозяйство изо дня в день функционировало без сбоев, как отлично налаженный механизм. Она постоянно дает указания слугам и следит за тем, чтобы никто из домочадцев не покидал строя и не нарушал домашней идиллии. Любопытно, в состоянии ли она выйти за пределы собственных ограничений? Как бы там ни было, она, кажется, обладает невероятными ресурсами силы и прекрасно знает, что собой предстанлиют и как функционируют отношения. Она хранит свой внутренний мир, набрасывая на окружающих тонкую, но чрезвычайно прочную сеть, сплетенную из ожиданий и правил поведения, которым те должны беспрекословно подчиняться.Она — властительница дома, дуэнья и сваха, определяющая правила межличностных отношений. Как воплощенный источник стабильности в делах семейных, она служит посредником между домочадцами, помогая своевременно снимать возникающее в сем ье напряжение.
Рыцарь Кубков
Это одна из самых интересных карт в колоде Минкиате. У Рыцаря Кубков верхняя часть тела человеческая, а нижняя — морского грифона. Он указывает на свой кубок с выражением насмешливой невинности. Морские грифоны гораздо более популярны в геральдике, чем в литературе, и найти какие-либо упоминания, проливающие свет на особенности этих существ, довольно трудно. Хотя, к примеру, известно, что когти грифона продавались за большие деньги как средство для обнаружения ядов. Так что хорошенько подумайте, прежде чем пить из чаши, которую он предлагает.Если рыцари как ранг представляют нашу животную природу, вторгающуюся в мир людей и их отношений, то Рыцарь Кубков — это просто сокровищница скрытых импульсов. Крылья предполагают способность к полету и эмоциональному самовыражению через поэзию, искусство и любовный экстаз, а тело и когти — вполне земные, жадные и сильные. Он может быть откровенным собственником и проявлять открытую агрессию. Его змеиный хвост намекает на туманные глубины подсознания, полные внутренних бурь и неосознаваемых потребностей. Все это вкупе дает картину сильных животных желаний, вступающих в противоречие с необходимостью устанавливать отношения с другими людьми. Человеческая половина существа едва ли способна этому что-то серьезно противопоставить. В лучшем случае оно просто умудряется сохранять на лице маску цивилизованного человека.
Рыцарь Кубков, без сомнения, работает перманентным раздражителем для королевы своей масти, которая, тем не менее, сама породила этого чудовищного эмоционального хищника. В ее присутствии он послушен и даже подобострастен, но это для королевы еще хуже, потому что двойственность чудовища не позволяет ей в полной мере контролировать его. Это покровитель любовной одержимости, творческих и артистических страстей, собственничества и манипулятивности в отношениях. Он символизирует крайние эмоциональные состояния: вожделение, ревность, отчаяние.
Служанка Кубков (ПАЖ)
Это молодая девушка-служанка, обычно сверх меры загруженная работой. Когда королеве нужен надежный исполнитель ее воли, она обращается к служанке. Именно служанка прибирается, когда король засыпает среди пустых бутылок, она помогает скрывать все эксцессы рыцаря, и, наконец, именно она ответственна за то, чтобы все кубки были постоянно полны. И за все это она едва ли получает хоть слово благодарности. Королева — перфекционистка, постоянно озабоченная тем, что на портрет идеальной семьи может сесть пылинка. И разумеется, служанка никогда не может ей угодить, хотя на самом деле именно ее преданная служба обеспечивает бесперебойное функционирование механизма семьи. К сожалению, бедняжка слишком занята, чтобы хоть что-то на этом выиграть.Она представляет человека, преданно служащего друзьям и семье, который все время только отдает в несбалансированных отношениях, идеально исполняет свою работу ради любимого и, увы, занимается всей поденной работой в самом широком смысле этого слова.
Общие наблюдения
В «женских» мастях Кубков и Монет в этой колоде реальная власть принадлежит женщинам, в то время как мужчины, почитаемые как формально вышестоящие, на деле зависят от них. Это дает мужчинам возможность наслаждаться роскошью и иотнорегио- вать своим склонностям, чего женщины себе позволить но могут. Сказанное в полной мере относится к Королю Кубков, у которого установились самые приятные и неомраченные никакими сложностями отношения с теми, кого он любит. А причина здесь в том, что его отцовские функции подкрепляются и гарантируются неустанным трудом королевы и служанки. Рыцарь тоже может сколько угодно отдаваться своим внутренним бурям исключительно благодаря мощному тылу в лице дам, смягчающих последствия любых его выходок. Все вечно упирается в королеву и служанку, у которых нет ни малейшей возможности расслабиться или просто порадоваться отношениям, на поддержание которых они Тратят все свои силы. В результате эти четыре роли формируют вполне стабильную, хотя временами и неправильно работающую семейную систему.Чуть позже в этой же главе мы предложим вам упражнение, и котором вы сможете описать семейства придворных карт вашей любимой колоды.
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
В большинстве колод Таро придворные карты изображают зрелых мужчину и женщину (короля и королеву) и двух более молодых людей (рыцаря и пажа). Тенденция, таким образом, заключается в том, чтобы рассматривать королевский двор как семью, состоящую из родителей и детей. Эти отношения имеют наглядное отражение в некоторых колодах, где карты именуются отцом, матерью, братом, сестрой, сыном, дочерью, принцем и принцессой.Семья представляет собой знаковую и поданную в концентрированной форме картину человеческих взаимоотношений. Для большинства из нас семья стала самым ранним формообразующим фактором и задала модель для всех последующих отношений. Именно в семье мы узнаем, что такое любовь, конфликты, власть, сотрудничество и ответственность. Семья учит нас носить маски и играть роли в ответ на ожидания окружающих. Семейные отношения могут быть разными и очень непростыми. Они изменяются от социума к социуму, поэтому нет и не может быть двух одинаковых семей. Но в придворных картах Таро все это многообразие сведено к нескольким живописным фигурам, воплощающим динамики семейной жизни. Большую часть нашего детского амплуа можно отыскать в энергичном, вечно бунтующем рыцаре и восприимчивом, стремящемся всем нравиться паже. А родители, независимо от пола, могут узнать себя либо во властном, контролирующем короле, либо в понимающей, стремящейся к миру и согласию королеве.
Расклад «Взросление»
Этот расклад служит примером использования Таро не для предсказания грядущих событий, а для того, чтобы яснее видеть прошлое, иначе говоря, для ретроспективного анализа. Он особенно эффективен для работы с проблемами детства и вопросами ранней семейной истории. Для начала выберите придворную карту, которая будет представлять вас в настоящем. Это может быть сигнификатор, выбранный еще при прочтении введения или главы первой. Если в данном раскладе он вам не подходит, возьмите другую карту. Правильнее всего было бы использовать в этом раскладе одну из старших придворных карт (короля или королеву). Теперь выберите вторую придворную карту, которая будет представлять вас в детском возрасте. Самый очевидный выбор — один из пажей, но и рыцарь тоже сгодится.. Обе карты могут принадлежать к одной масти, но это не является непременным условием. Поместите их и позиции 1 (ваше детское «я») и 5 (ваше теперешнее «я») расклада и перетасуйте оставшуюся часть колоды.
Положите карты в позиции 2, 3 и 4.
— Позиция 2 представляет то, что послужило толчком к вашему взрослению: событие или человека, который стал для вас катализатором прощания с детством и поисков своего взрослого «я».
— Позиция 3 показывает основную проблему, то, что было самым главным в процессе вашего взросления — тот аспект реальности, с которым вам пришлось найти общий язык, чтобы стать тем, кто вы есть сейчас. Если на этой позиции оказывается придворная карта, она может указывать на промежуточную стадию развития, на ту маску, которую вам пришлось надеть, чтобы роститься с детством.
— Позиция 4 показывает альтернативную возможность, то направление, которое могла бы принять ваша жизнь, если бы вы, решая проблему, представленную картой в позиции 3, сделали другой выбор.
Взросление — это не нечто, происходящее исключительно в подростковом возрасте, а по его истечении благополучно заканчивающееся. Данный расклад может показывать и трансформации, случившиеся намного позже в жизни, или даже те, которые все еще происходят в настоящий момент. Можно попробовать этот расклад и для того, чтобы выяснить, как взрослели ваши родители. Мы часто видим их как вечных взрослых (королей и королев нашего двора), но ведь и они когда-то были детьми.
СИСТЕМЫ ПРИДВОРНЫХ КАРТ КОЛОД УЭЙТА—СМИТ И ТОТА
В каждой колоде Таро семейная модель используется по-своему. Делается это для того, чтобы подчеркнуть разные роли, исполняемые ее членами, и взаимоотношения между ними либо проиллюстрировать определенную метафизическую систему.
В конце XIX века Герметический орден Золотой Зари разработал систему соответствий стихий рангам, а не только мастям. Так, паж олицетворял плодоносную землю, а королева — эмоциональную воду. Рыцарь на коне символизировал динамическую и инициирующую силу огня. Однако ввиду того, что огонь и вода — первичные элементы, естественными партнерами оказывались рыцарь и королева. Тогда рыцари были «повышены» до королей (новый ранг был от руки надписан на их картах), в то время как бывшие короли оказались низведены до положения сыновей, или принцев, и таким образом стали ассоциироваться со стихией воздуха. Пажей сделали дочерьми, или принцессами, чтобы обеспечить должный гендерный баланс.
Как Артур Эдвард Уэйт (автор колоды Уэйта—Смит, картинки к которой выполнила художница Памела Колман-Смит), так и Алистер Кроули (в сотрудничестве с Фридой Харрис создавший Таро Тота) были членами Золотой Зари. Уэйт следовал стандартной традиции Таро, согласно которой король был главной придворной картой. Кроули же оставил титул рыцаря для супруга королевы, сделав его тем самым главой семьи, а короля понизил до принца. Эти два подхода отражают фундаментальную разницу в видении мира. В традиционной системе, использованной Уэйтом, подчеркивались власть и достоинство официально возведенного на трон короля. Для Кроули куда важнее была динамическая (и сексуальная) энергия рыцаря. Этот конфликт точек зрения мы еще обсудим позднее, В последующих главах мы еще расскажем о стихийных ассоциациях придворных карт, однако уже сейчас следует сказать, что супруг королевы (будь то король, рыцарь или кто-то еще) всегда ассоциируется со стихией огня. Во многих колодах (в том числе и Уэйта—Смит) создатели недостаточно ясно отразили эти соответствия, открыв тем самым простор и для других интерпретаций.
Что собой представляет семейная модель, состоящая из короля, королевы, рыцаря и пажа — как в Марсельском Таро или Таро Уэйта—Смит? Это ранги, соответствующие европейскому королеве кому дому феодальной эпохи. По своему характеру это общество было патриархальным. Король являлся абсолютным владыкой своего домена, который он унаследовал в свое время от отца. Его супруга, королева, входила в семью, как правило, как залог политического союза, целью которого было объединение земель. От нее ожидалось, что она произведет на свет здорового и сильного сына — наследника престола и будущего властелина. Рыцарь мог быть просто одним из военачальников короля или молодым амбициозным вассалом, но также и тем самым сыном и наследником, в чьи обязанности входит беспрестанно доказывать свою доблесть на турнирах и в битвах. Он может быть пылким и склонным к бунту, но все его бунты — не более чем безопасные издержки «юношеского рвения». Вдоволь наигравшись в приключения, он в один прекрасный день слезет с коня и воссядет на трон отца, став новым хранителем и символом власти. Паж может быть домашним прислужником или даже приемным ребенком, не связанным с остальными членами семьи кровно, но все же живущим в доме и служащим удовлетворению их нужд.
Многие элементы такой модели домашнего уклада до сих пор живы в нашей современной культуре. Даже если мы живем в нетрадиционной семье или работаем с менее авторитарными моделями, фигура отца как «владыки замка» и недвусмысленная цепочка передачи власти от отца к матери, затем к старшему ребенку и к младшему все еще несет мощную социальную нагрузку и вызывает сильные личные реакции.
В Таро Тота первичная пара — это рыцарь и королева, а их сын и дочь называются соответственно принцем и принцессой. В ордене Золотой Зари королем называли персонажа, сидящего верхом на лошади, в то время как бывший король именовался принцем или императором и изображался едущим на колеснице. В варианте Кроули источником изложенной ниже концепции стали языческие культуры допатриархальной Европы и Египта.
Некогда отдельные сообщества людей были настолько изолированы друг от друга, что стали генетически вырождаться, теряя жизненную силу и способность к деторождению. Поскольку их правители часто считались богами, их здоровье и благополучие в глазах народа были напрямую связаны с процветанием земли и общества . Когда король становился старым и бесплодным или получал ранение (как Король-Рыбак в цикле легенд о Святом Граале), земля истощалась и превращалась в пустыню, либо же являлось ужасное чудовище, которому король оказывался не в силах противостоять. Чтобы вдохнуть новую жизнь в королевский род, продолжавшийся но линии королев, нужна была новая кровь (и новый генетический материал). Тогда в город приезжал странствующий рыцарь, ему полагалось пройти испытание, в котором должны были проявиться ого сила и мудрость. Рыцарю предстояло победить дракона или сфинкса, разгадать загадку, спасти деву или добыть сокровище. Часто его действия приводили к тому, что прежний король так или иначе переходил в мир иной. Преуспев в выполнении задания, он получал в награду руку королевы. Их сын становился принцем, которого с детства прочили в будущие короли. Их дочь, принцесса, олицетворяла плодородие людей и преемственность линии рода, в то время как королева, ее мать, была символом королевского престола или земли как таковой.
Система Таро Тота, таким образом, представляет совершенно иную семейную динамику, в которой мужчины правят благодаря своему союзу с женщинами, представляющими род и суверенитет страны и ее народа. Рыцарь в ней куда более могуществен и властителен, чем традиционный король, воплощает многие качества последнего и параллельно с этим обладает всей жизненной силой и динамичностью традиционного рыцаря. Рыцарь должен доказать, что он достоин быть принятым в род. Это весьма иронически отражает в перевернутом виде положение женщин в патриархальном браке, характерное для феодальной модели, и, наоборот, утверждает матриархальный брак, сохранившийся в волшебных сказках и фольклоре. Само управление государством как таковое, в основанных на феодальной модели колодах являющееся прерогативой короля и потому синонимичное абсолютной власти, в колоде Тота отдано принцам. Это смещает его по важности на второе место в сравнении с героизмом и сексуальной мощью рыцаря. Принц, которого Кроули именует также императором, действует не сам, а исключительно по приказу отца или матери. Принцесса Таро Тота олицетворяет женский потенциал, а не детскую подчиненность, характерную для традиционного пажа. В некотором смысле она — самая важная фигура из всех четырех, поскольку представляет одновременно постоянство и преемственность. Именно через нее королевский род продолжается из поколения в поколение, давая тем самым жизнь и королевству как институту. Итак, в Таро Тота каждая придворная карта обладает совершенно определенной силой, очень важной для выживания системы, которая поддерживается и динамическом равновесии благодаря взаимодополняющим ролям мужских и женских архетипов на обоих уровнях.
Очень важно понимать, что системы Таро Тота и Уэйта отличо ют- ся не только именами придворных карт, но и взаимоотношениями между ними. И не существует способа уравнять карты одной колоды с картами другой так, чтобы они означали одно и то же.
Некоторые другие колоды из упомянутых в главе первой еще больше расширили понятие семьи, добавив в нее фигуры, представляющие старейшин, духовных вождей или даже абстрактные понятия. Физическая семья, состоящая из кровных родственников, — это лишь один из многих способов интерпретации придворных карт. Современные семейные образования уже далеко не всегда соответствуют стандартной традиционной структуре отец—мать—сын—дочь. Во многих семьях сейчас вообще нет детей. Существуют также одинокие родители, однополые браки и неофициальные союзы, а также дедушки и бабушки, играющие для внуков роль родителей. Было бы очень интересно в качестве упражнения попробовать представить себе, на что был бы похож королевский двор Таро, если бы моделью для него послужила ваша собственная семья (та, в которой вы выросли, либо та, в которой живете сейчас).
УПРАЖНЕНИЕ: «КОРОЛЕВСКИЙ ДВОР ТАРО В СВЕТЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Возьмите четыре придворные карты одной масти из своей рабочей колоды (выберите любую масть, которая вам в данный момент интересна) и разложите их перед собой.
— Обратите внимание на возраст, внешность, манеру держаться, выражение лица, позу и жесты каждого персонажа.
— Представьте, что перед вами члены одной семьи. Как, по-вашему, они относятся друг к другу?
— Они хорошо работают в команде друг с другом или у них есть проблемы?
— Можете ли вы определить, кто тут главный? По каким признакам?
— Есть ли в семье «козел отпущения» или «белая ворона»?
— Если есть карты, соответствующие традиционным королю и королеве, то каковы отношения между ними? Каково распределение властных полномочий у венценосной пары?
— Если есть рыцарь или принц, то кто он им — сын или вассал?
— Если есть паж или принцесса, то находится ли он или она в подчиненном, зависимом положении? Это член семьи или нет?
— Есть ли у них как у группы что-то вроде «коллективной личности»?
— Если бы вы жили в их мире, какие чувства вы испытывали бы по отношению к ним как к группе?
Нет нужды глубоко медитировать на каждую карту, просто проанализируйте свои первые впечатления. Постарайтесь отложить в сторону все, что вы знаете о придворных картах, и просто рассматривайте их как портреты неких людей. Представьте, что это персонажи телесериала или волшебной сказки. Не пытайтесь дать «правильный» ответ — неправильных просто не существует. Опиш ите это семейство.
ЧЕТЫРЕ КЛАССА КАРТ В ТАРО
Чем придворные карты отличаются от всех остальных карт колоды? Стандартная колода Таро состоит из четырех классов карт, каждый из которых играет в интерпретации строго определенную роль. Взяв для примера по одной карте из всех групп, вы сможете проанализировать, как эти классы действуют в вашей жизни, и определить для себя роли, которые они играют в любом раскладе.
Придворные карты
Они отвечают на вопрос «кто?» и показывают, какая часть вас (или другого человека) — представленная одной из шестнадцати субличностей, масок или персон — работает в той или иной ситуации. Как она действует? Какую роль играет?
Королевский двор внутри вас
[1] Пажи женского пола в этой колоде именуются итальянским словом «1апИпе», обозначающим служанку. — Примеч. авторов.