магический ключ
магический ключ

КОРОЛИ, КОРОЛЕВЫ, РЫЦАРИ И ПАЖИ КОЛОДЫ ТАРО

< Вернутся к "Таро"

Король Кубков

Это почти Санта-Клаус с заботливым выражением лица и позой, говорящей об открытости и восприимчивости. Он обладает вла­стью и авторитетом в делах любви и семьи, и роль его не сложна и пс обременительна. Он с готовностью предлагает дружескую под­держку, исполняет роль отца и доброго дедушки, который расска­зывает внукам любимые истории из собственного детства. Ничего большего от «авторитетной фигуры» семейная жизнь и не требует. У него много свободного времени, которое он посвящает радостям и удовольствиям жизни: вину, музыке, изящной беседе, возможно, уходу за садом или разведению собак и лошадей. Он, наверное, самый пассивный, покорный и дружелюбный из всех королей, во всяком случае, в куда большей степени, чем его собрат из колоды Уэйта—Смит. Это добрый старик, сочувствующий советчик, терпимый роди­тель или просто счастливый пенсионер, в полной мере наслаждаю­щийся долгожданным отдыхом.

Королева Кубков

Во многих колодах Королева Кубков — это воистину фон тан любви: чистая, щедрая, полная бесконечного сочувствия, интуи­тивная. Однако в рассматриваемой колоде она, судя по всему, при­держивается более активной позиции в жизни. Это хозяйка дома, организующая быт и управляющая всем, что в нем происходит,  местами даже кумушка-хлопотунья. В то время как королю делать почти нечего, кроме разве что качать внуков, перед королевой сто­ит великая задача — следить за тем, чтобы хозяйство изо дня в день функционировало без сбоев, как отлично налаженный механизм. Она постоянно дает указания слугам и следит за тем, чтобы никто из домочадцев не покидал строя и не нарушал домашней идиллии. Любопытно, в состоянии ли она выйти за пределы собственных ог­раничений? Как бы там ни было, она, кажется, обладает невероят­ными ресурсами силы и прекрасно знает, что собой предстанлиют и как функционируют отношения. Она хранит свой внутренний мир, набрасывая на окружающих тонкую, но чрезвычайно проч­ную сеть, сплетенную из ожиданий и правил поведения, которым те должны беспрекословно подчиняться.Она — властительница дома, дуэнья и сваха, определяющая пра­вила межличностных отношений. Как воплощенный источник ста­бильности в делах семейных, она служит посредником между до­мочадцами, помогая своевременно снимать возникающее в сем ье напряжение.

Рыцарь Кубков

Это одна из самых интересных карт в колоде Минкиате. У Ры­царя Кубков верхняя часть тела человеческая, а нижняя — морско­го грифона. Он указывает на свой кубок с выражением насмеш­ливой невинности. Морские грифоны гораздо более популярны в геральдике, чем в литературе, и найти какие-либо упоминания, проливающие свет на особенности этих существ, довольно трудно. Хотя, к примеру, известно, что когти грифона продавались за боль­шие деньги как средство для обнаружения ядов. Так что хорошень­ко подумайте, прежде чем пить из чаши, которую он предлагает.Если рыцари как ранг представляют нашу животную природу, вторгающуюся в мир людей и их отношений, то Рыцарь Кубков —   это просто сокровищница скрытых импульсов. Крылья предпо­лагают способность к полету и эмоциональному самовыражению через поэзию, искусство и любовный экстаз, а тело и когти — впол­не земные, жадные и сильные. Он может быть откровенным соб­ственником и проявлять открытую агрессию. Его змеиный хвост намекает на туманные глубины подсознания, полные внутренних бурь и неосознаваемых потребностей. Все это вкупе дает картину сильных животных желаний, вступающих в противоречие с необ­ходимостью устанавливать отношения с другими людьми. Челове­ческая половина существа едва ли способна этому что-то серьезно противопоставить. В лучшем случае оно просто умудряется сохранять на лице маску цивилизованного человека.

Рыцарь Кубков, без сомнения, работает перманентным раздра­жителем для королевы своей масти, которая, тем не менее, сама породила этого чудовищного эмоционального хищника. В ее при­сутствии он послушен и даже подобострастен, но это для королевы еще хуже, потому что двойственность чудовища не позволяет ей в полной мере контролировать его. Это покровитель любовной одержимости, творческих и артисти­ческих страстей, собственничества и манипулятивности в отноше­ниях. Он символизирует крайние эмоциональные состояния: вож­деление, ревность, отчаяние.

Служанка Кубков (ПАЖ)

Это молодая девушка-служанка, обычно сверх меры загружен­ная работой. Когда королеве нужен надежный исполнитель ее воли, она обращается к служанке. Именно служанка прибирается, когда король засыпает среди пустых бутылок, она помогает скрывать все эксцессы рыцаря, и, наконец, именно она ответственна за то, чтобы все кубки были постоянно полны. И за все это она едва ли получает хоть слово благодарности. Королева — перфекционистка, постоян­но озабоченная тем, что на портрет идеальной семьи может сесть пылинка. И разумеется, служанка никогда не может ей угодить, хо­тя на самом деле именно ее преданная служба обеспечивает беспе­ребойное функционирование механизма семьи. К сожалению, бед­няжка слишком занята, чтобы хоть что-то на этом выиграть.Она представляет человека, преданно служащего друзьям и семье, который все время только отдает в несбалансированных отношениях, идеально исполняет свою работу ради любимого и, увы, занимается всей поденной работой в самом широком смысле этого слова.

Общие наблюдения

В «женских» мастях Кубков и Монет в этой колоде реальная власть принадлежит женщинам, в то время как мужчины, почитае­мые как формально вышестоящие, на деле зависят от них. Это да­ет мужчинам возможность наслаждаться роскошью и иотнорегио- вать своим склонностям, чего женщины себе позволить но могут. Сказанное в полной мере относится к Королю Кубков, у которого установились самые приятные и неомраченные никакими сложно­стями отношения с теми, кого он любит. А причина здесь в том, что его отцовские функции подкрепляются и гарантируются неустан­ным трудом королевы и служанки. Рыцарь тоже может сколько угод­но отдаваться своим внутренним бурям исключительно благодаря мощному тылу в лице дам, смягчающих последствия любых его вы­ходок. Все вечно упирается в королеву и служанку, у которых нет ни малейшей возможности расслабиться или просто порадоваться отношениям, на поддержание которых они Тратят все свои силы. В результате эти четыре роли формируют вполне стабильную, хотя временами и неправильно работающую семейную систему.Чуть позже в этой же главе мы предложим вам упражнение, и котором вы сможете описать семейства придворных карт вашей любимой колоды.

 

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

В большинстве колод Таро придворные карты изображают зре­лых мужчину и женщину (короля и королеву) и двух более молодых людей (рыцаря и пажа). Тенденция, таким образом, заключается в том, чтобы рассматривать королевский двор как семью, состоя­щую из родителей и детей. Эти отношения имеют наглядное отра­жение в некоторых колодах, где карты именуются отцом, матерью, братом, сестрой, сыном, дочерью, принцем и принцессой.Семья представляет собой знаковую и поданную в концентриро­ванной форме картину человеческих взаимоотношений. Для боль­шинства из нас семья стала самым ранним формообразующим фак­тором и задала модель для всех последующих отношений. Именно в семье мы узнаем, что такое любовь, конфликты, власть, сотрудни­чество и ответственность. Семья учит нас носить маски и играть ро­ли в ответ на ожидания окружающих. Семейные отношения могут быть разными и очень непростыми. Они изменяются от социума к социуму, поэтому нет и не может быть двух одинаковых семей. Но в придворных картах Таро все это многообразие сведено к несколь­ким живописным фигурам, воплощающим динамики семейной жизни. Большую часть нашего детского амплуа можно отыскать в энергичном, вечно бунтующем рыцаре и восприимчивом, стремя­щемся всем нравиться паже. А родители, независимо от пола, мо­гут узнать себя либо во властном, контролирующем короле, либо в понимающей, стремящейся к миру и согласию королеве.

Расклад «Взросление»

Этот расклад служит примером использования Таро не для пред­сказания грядущих событий, а для того, чтобы яснее видеть про­шлое, иначе говоря, для ретроспективного анализа. Он особенно эффективен для работы с проблемами детства и вопросами ранней семейной истории. Для начала выберите придворную карту, кото­рая будет представлять вас в настоящем. Это может быть сигнифи­катор, выбранный еще при прочтении введения или главы первой. Если в данном раскладе он вам не подходит, возьмите другую кар­ту. Правильнее всего было бы использовать в этом раскладе одну из старших придворных карт (короля или королеву). Теперь выберите вторую придворную карту, которая будет представлять вас в детском возрасте. Самый очевидный выбор — один из пажей, но и рыцарь тоже сгодится.. Обе карты могут принадлежать к одной масти, но это не является непременным условием. Поместите их и позиции 1 (ваше детское «я») и 5 (ваше теперешнее «я») расклада и перетасуйте оставшуюся часть колоды.

Положите карты в позиции 2, 3 и 4.

—   Позиция 2 представляет то, что послужило толчком к вашему взрослению: событие или человека, который стал для вас катализа­тором прощания с детством и поисков своего взрослого «я».

—   Позиция 3 показывает основную проблему, то, что было са­мым главным в процессе вашего взросления — тот аспект реаль­ности, с которым вам пришлось найти общий язык, чтобы стать тем, кто вы есть сейчас. Если на этой позиции оказывается при­дворная карта, она может указывать на промежуточную стадию развития, на ту маску, которую вам пришлось надеть, чтобы  ро­ститься с детством.

—   Позиция 4 показывает альтернативную возможность, то на­правление, которое могла бы принять ваша жизнь, если бы вы, ре­шая проблему, представленную картой в позиции 3, сделали дру­гой выбор.

Взросление — это не нечто, происходящее исключительно в под­ростковом возрасте, а по его истечении благополучно заканчива­ющееся. Данный расклад может показывать и трансформации, слу­чившиеся намного позже в жизни, или даже те, которые все еще происходят в настоящий момент. Можно попробовать этот расклад и для того, чтобы выяснить, как взрослели ваши родители. Мы час­то видим их как вечных взрослых (королей и королев нашего дво­ра), но ведь и они когда-то были детьми.

СИСТЕМЫ ПРИДВОРНЫХ КАРТ КОЛОД УЭЙТА—СМИТ И ТОТА

В каждой колоде Таро семейная модель используется по-своему. Делается это для того, чтобы подчеркнуть разные роли, исполняе­мые ее членами, и взаимоотношения между ними либо проиллюст­рировать определенную метафизическую систему.

В конце XIX века Герметический орден Золотой Зари разработал систему соответствий стихий рангам, а не только мастям. Так, паж олицетворял плодоносную землю, а королева — эмоциональную воду. Рыцарь на коне символизировал динамическую и иниции­рующую силу огня. Однако ввиду того, что огонь и вода — первич­ные элементы, естественными партнерами оказывались рыцарь и королева. Тогда рыцари были «повышены» до королей (новый ранг был от руки надписан на их картах), в то время как бывшие короли оказались низведены до положения сыновей, или принцев, и таким образом стали ассоциироваться со стихией воздуха. Пажей сдела­ли дочерьми, или принцессами, чтобы обеспечить должный гендер­ный баланс.

Как Артур Эдвард Уэйт (автор колоды Уэйта—Смит, картинки к которой выполнила художница Памела Колман-Смит), так и Али­стер Кроули (в сотрудничестве с Фридой Харрис создавший Таро Тота) были членами Золотой Зари. Уэйт следовал стандартной тра­диции Таро, согласно которой король был главной придворной кар­той. Кроули же оставил титул рыцаря для супруга королевы, сделав его тем самым главой семьи, а короля понизил до принца. Эти два подхода отражают фундаментальную разницу в видении мира. В традиционной системе, использованной Уэйтом, подчеркивались власть и достоинство официально возведенного на трон короля. Для Кроули куда важнее была динамическая (и сексуальная) энер­гия рыцаря. Этот конфликт точек зрения мы еще обсудим позднее, В последующих главах мы еще расскажем о стихийных ассоциациях придворных карт, однако уже сейчас следует сказать, что супруг королевы (будь то король, рыцарь или кто-то еще) всегда ассоциируется со стихией огня. Во многих колодах (в том числе и Уэйта—Смит) создатели недостаточно ясно отразили эти соответ­ствия, открыв тем самым простор и для других интерпретаций.

Что собой представляет семейная модель, состоящая из короля, королевы, рыцаря и пажа — как в Марсельском Таро или Таро Уэй­та—Смит? Это ранги, соответствующие европейскому королеве ко­му дому феодальной эпохи. По своему характеру это общество бы­ло патриархальным. Король являлся абсолютным владыкой своего домена, который он унаследовал в свое время от отца. Его супруга, королева, входила в семью, как правило, как залог политического союза, целью которого было объединение земель. От нее ожида­лось, что она произведет на свет здорового и сильного сына — на­следника престола и будущего властелина. Рыцарь мог быть про­сто одним из военачальников короля или молодым амбициозным вассалом, но также и тем самым сыном и наследником, в чьи обя­занности входит беспрестанно доказывать свою доблесть на турнирах и в битвах. Он может быть пылким и склонным к бунту, но все его бунты — не более чем безопасные издержки «юношеского рве­ния». Вдоволь наигравшись в приключения, он в один прекрасный день слезет с коня и воссядет на трон отца, став новым хранителем и символом власти. Паж может быть домашним прислужником или даже приемным ребенком, не связанным с остальными члена­ми семьи кровно, но все же живущим в доме и служащим удовлетво­рению их нужд.

Многие элементы такой модели домашнего уклада до сих пор живы в нашей современной культуре. Даже если мы живем в нетра­диционной семье или работаем с менее авторитарными  моделями, фигура отца как «владыки замка» и недвусмыслен­ная цепочка передачи власти от отца к матери, затем к старшему ребенку и к младшему все еще несет мощную социальную нагруз­ку и вызывает сильные личные реакции.

В Таро Тота первичная пара — это рыцарь и королева, а их сын и дочь называются соответственно принцем и принцессой. В орде­не Золотой Зари королем называли персонажа, сидящего верхом на лошади, в то время как бывший король именовался принцем или императором и изображался едущим на колеснице. В вариан­те Кроули источником изложенной ниже концепции стали языче­ские культуры допатриархальной Европы и Египта.

Некогда отдельные сообщества людей были настолько изолиро­ваны друг от друга, что стали генетически вырождаться, теряя жиз­ненную силу и способность к деторождению. Поскольку их прави­тели часто считались богами, их здоровье и благополучие в глазах народа были напрямую связаны с процветанием земли и общест­ва . Когда король становился старым и бесплодным или получал ранение (как Король-Рыбак в цикле легенд о Святом Граале), земля истощалась и превращалась в пустыню, либо же являлось ужасное чудовище, которому король оказывался не в силах противостоять. Чтобы вдохнуть новую жизнь в королевский род, продолжавшийся но линии королев, нужна была новая кровь (и новый генетический материал). Тогда в город приезжал странствующий рыцарь, ему полагалось пройти испытание, в котором должны были проявить­ся ого сила и мудрость. Рыцарю предстояло победить дракона или сфинкса, разгадать загадку, спасти деву или добыть сокровище. Часто его действия приводили к тому, что прежний король так или иначе переходил в мир иной. Преуспев в выполнении задания, он получал в награду руку королевы. Их сын становился принцем, ко­торого с детства прочили в будущие короли. Их дочь, принцесса, олицетворяла плодородие людей и преемственность линии рода, в то время как королева, ее мать, была символом королевского пре­стола или земли как таковой.

Система Таро Тота, таким образом, представляет совершенно иную семейную динамику, в которой мужчины правят благодаря своему союзу с женщинами, представляющими род и суверенитет страны и ее народа. Рыцарь в ней куда более могуществен и вла­стителен, чем традиционный король, воплощает многие качества последнего и параллельно с этим обладает всей жизненной силой и динамичностью традиционного рыцаря. Рыцарь должен дока­зать, что он достоин быть принятым в род. Это весьма ирониче­ски отражает в перевернутом виде положение женщин в патриар­хальном браке, характерное для феодальной модели, и, наоборот, утверждает матриархальный брак, сохранившийся в волшебных сказках и фольклоре. Само управление государством как таковое, в основанных на феодальной модели колодах являющееся прерога­тивой короля и потому синонимичное абсолютной власти, в колоде Тота отдано принцам. Это смещает его по важности на второе ме­сто в сравнении с героизмом и сексуальной мощью рыцаря. Принц, которого Кроули именует также императором, действует не сам, а исключительно по приказу отца или матери. Принцесса Таро То­та олицетворяет женский потенциал, а не детскую подчиненность, характерную для традиционного пажа. В некотором смысле она — самая важная фигура из всех четырех, поскольку представляет од­новременно постоянство и преемственность. Именно через нее ко­ролевский род продолжается из поколения в поколение, давая тем самым жизнь и королевству как институту. Итак, в Таро Тота каж­дая придворная карта обладает совершенно определенной силой, очень важной для выживания системы, которая поддерживается и динамическом равновесии благодаря взаимодополняющим ролям мужских и женских архетипов на обоих уровнях.

Очень важно понимать, что системы Таро Тота и Уэйта отличо ют- ся не только именами придворных карт, но и взаимоотношениями между ними. И не существует способа уравнять карты одной коло­ды с картами другой так, чтобы они означали одно и то же.

Некоторые другие колоды из упомянутых в главе первой еще больше расширили понятие семьи, добавив в нее фигуры, пред­ставляющие старейшин, духовных вождей или даже абстрактные понятия. Физическая семья, состоящая из кровных родственни­ков, — это лишь один из многих способов интерпретации при­дворных карт. Современные семейные образования уже далеко не всегда соответствуют стандартной традиционной структуре отец—мать—сын—дочь. Во многих семьях сейчас вообще нет де­тей. Существуют также одинокие родители, однополые браки и неофициальные союзы, а также дедушки и бабушки, играющие для внуков роль родителей. Было бы очень интересно в качестве упражнения попробовать представить себе, на что был бы похож королевский двор Таро, если бы моделью для него послужила ва­ша собственная семья (та, в которой вы выросли, либо та, в кото­рой живете сейчас).

УПРАЖНЕНИЕ: «КОРОЛЕВСКИЙ ДВОР ТАРО В СВЕТЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Возьмите четыре придворные карты одной масти из своей рабо­чей колоды (выберите любую масть, которая вам в данный момент интересна) и разложите их перед собой.

—   Обратите внимание на возраст, внешность, манеру держать­ся, выражение лица, позу и жесты каждого персонажа.

—  Представьте, что перед вами члены одной семьи. Как, по-ваше­му, они относятся друг к другу?

—  Они хорошо работают в команде друг с другом или у них есть проблемы?

—  Можете ли вы определить, кто тут главный? По каким призна­кам?

—  Есть ли в семье «козел отпущения» или «белая ворона»?

—   Если есть карты, соответствующие традиционным королю и королеве, то каковы отношения между ними? Каково распределе­ние властных полномочий у венценосной пары?

—  Если есть рыцарь или принц, то кто он им — сын или вассал?

—   Если есть паж или принцесса, то находится ли он или она в подчиненном, зависимом положении? Это член семьи или нет?

—  Есть ли у них как у группы что-то вроде «коллективной лично­сти»?

—  Если бы вы жили в их мире, какие чувства вы испытывали бы по отношению к ним как к группе?

Нет нужды глубоко медитировать на каждую карту, просто про­анализируйте свои первые впечатления. Постарайтесь отложить в сторону все, что вы знаете о придворных картах, и просто рассмат­ривайте их как портреты неких людей. Представьте, что это персо­нажи телесериала или волшебной сказки. Не пытайтесь дать «пра­вильный» ответ — неправильных просто не существует. Опиш ите это семейство.

ЧЕТЫРЕ КЛАССА КАРТ В ТАРО

Чем придворные карты отличаются от всех остальных карт ко­лоды? Стандартная колода Таро состоит из четырех классов карт, каждый из которых играет в интерпретации строго определенную роль. Взяв для примера по одной карте из всех групп, вы сможете проанализировать, как эти классы действуют в вашей жизни, и оп­ределить для себя роли, которые они играют в любом раскладе.

Придворные карты

Они отвечают на вопрос «кто?» и показывают, какая часть вас (или другого человека) — представленная одной из шестнадцати субличностей, масок или персон — работает в той или иной ситуа­ции. Как она действует? Какую роль играет?

Королевский двор внутри вас

 

 

 

 



[1] Пажи женского пола в этой колоде именуются итальянским словом «1апИпе», обозначающим служанку. — Примеч. авторов.


       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.