магический ключ
магический ключ

Возраст Козы (от 3 до 7 лет)

< Вернутся к "Возрастной гороскоп"

КОЗА. РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Возраст Козы (3-7)

 

Для превращения в полноценного человека за возрастами оживления следуют два возраста одушевления  (Коза и Лошадь), завершающие детство, а стало быть, работу по превращению обычной живой материи в материю совершенно особого порядка - мыслящую, одушевленную.

 

Знакомство с реальностью

 

Первые два возраста представляли стихии, далекие обыденной жизни, - логическую (фантастическую), мистическую. Лишь в третьем возрасте ребенок начинает видеть реальную жизнь.

Задачи родителей - не оставить переломный момент без внимания и по мере сил познакомить малыша с большим миром, не передоверяя это дело телевизору. Деревня, дача и даже поход вполне подойдут для впечатлительного естествоиспытателя. Любовь к природе и даже знание природы - все это третий возраст. Не обя­зательно ждать школы, чтобы узнать все о животных и растениях, запомнить их названия.

Одновременно с вхождением в мир природы ребенок входит в мир речи. Это тоже проявление реалистического типа мышления. Если в возрасте Петуха (звуки) и в возрасте Обезьяны (слова) большая часть информации шла через жесты и интонации, то теперь очень быстро нарастает способность любые оттенки ощущений и желаний передать словами.

Гениальность лишь возможность, и для ее реализации ребенка необходимо буквально погрузить в мир поэзии и прозы, сказок и присказок, разговоров, бесед, сложнейшей игры слов. Очень важно оградить его от телевизора, компьютера, игровых автоматов, вместо слов извергающих какие-то странные звуки. Необходимо также прекратить все попытки говорить с ребенком на усеченном, якобы детском языке. Язык у нас один, и освоение его не начи­нается в третьем возрасте, а заканчивается! Помните об этом. Если ребенок не заговорил в полную силу в тре­тьем возрасте, то он через всю жизнь пронесет языко­вую неполноценность. При этом не стоит бояться, что он еще не все из сказанного им же понимает - смысл придет позже, а пока осваивается весь спектр речи.

Таким образом, к 7 годам ребенок уже заканчивает и биологический факультет, и литературный институт. Разумеется, что параллельно с ним тот же путь долж­ны пройти и родители. Вновь перечитывается все са­мое любимое. И не бойтесь, если дошкольнику попадет на слух литература, которую еще недавно рекомендовали старшеклассникам, он не станет доискиваться глу­бин смысла, он схватит красоту языка. Если ваша любовь к литературе передалась ребенку, то очень скоро он освободит вас от утомительного занятия, и будет читать сам.

 

Управляемая эмоциональность

 

Одним из главных признаков наступления этого воз­раста (около 2,5 лет) считается ничем не спровоцированная и необъяснимая эмоциональная революция. Проще говоря, ласковый и уравновешенный буту вдруг превращается в истерическое, плаксивое существо, состоящее из капризов, нелепых прихотей и одного - единственного (как нам кажется) стремления ­вывести родителей из душевного равновесия.

Так приходит управляемая эмоциональность, жестко связанная с реалистическим типом мышления. Управляемость, подконтрольность эмоций не означает их фальшивости, неискренности. Напротив, именно в этом возрасте эмоции наиболее чисты и натуральны. Во втором возрасте эмоции были слишком примитивны, можно ска­зать, что их еще и не было, а в четвертом возрасте, благо­даря воле и возросшему самосознанию, мальчик уже на­учится скрывать эмоции. Так что именно в третьем возрасте эмоции наиболее чисты. Другое дело, что, переживая то или иное состояние, ребенок учится проявлять его: он плачет и сам изучает свой плач, его силу, продол­жительность, степень воздействия на окружающих. Так что не бойтесь разбудить в ребенке водопад эмоций. Пусть он смеется, плачет, ликует, тоскует, удивляется и негодует,  пугается, умиляется, восторгается ...

        Пока эмоции правят бал, родителям потребуется много терпения и ловкости, дабы совладать с профессиона­лом эмоционального давления. Тут приходит на помощь другая грань все того же типа мышления. Речь идет о склонности к игре, любви к игре, об игровом,  несерьезном отношении к жизни. Играя, ребенок познает мир, он моделирует ситуации будущей жизни. Если родитель про­никся игровым настроением ребенка, то он легко может перехватить инициативу и сам диктовать условия игры (вспомним незабвенного «Вождя краснокожих»). Разумеется, тут понадобятся и фантазия, и чувство юмора, а главное, определенная несерьезность.

Призывы к совести, морализаторство, чтение нотаций не помогут, ну а рукоприкладство и грозный ок­рик могут и навредить. Ребенок все равно останется несерьезен - таков возраст. Так что уж лучше принять его условия и  самому стать несерьезным человеком, дурачиться, привирать, валять дурака, кривляться. Быть может, в шуточной форме удастся внушить что-то доб­рое, вечное ... Прямой текст, примитивная атака в лоб малоэффективны. 

То же относится и к школьному обучению в дошкольном возрасте. Не готов еще ребенок к усидчивой работе через «не хочу», к искреннему самопожертвованию ради образования. Гораздо больше он усвоит, играя, шутя. Пусть уж наиграется в этом возрасте.

Не стоит перебарщивать также и с участием в рабо­те по дому, а если уж очень вам хочется, то напрягитесь и прекратите это в игру, шутку. Речь, напомню, идет о мальчиках.

 

Одушевление

 

Резко повышает­ся чувствительность организма. Можно сказать, что ис­тончается защитная оболочка. Ребенок становится чувствительнее к инфекциям, к дискомфорту, к своей и чужой боли, к грубому и нежному слову. Ребенок становится подобен точнейшему и чувствительному прибору.

Именно повышенная чувствительность позволяет ребенку, познав страдания, научиться сочувствовать другому, воспринимать идеи добра, взаимопомощи, сострадания.     Потренировать эти чрезвычайно важные для жизни качества можно на кошечках, собачках, птичках, а можно и на себе, притворившись усталым, больным, несчастным.

Не менее важная грань этого качества - стремление все и вся одушевлять. Одушевляясь сам, ребенок одушевляет все вокруг - животных, кукол, солдатиков, даже мебель. Он может легко поверить, что им тоже бывает больно.

Стремление к одушевлению во многом объясняет любовь детей к мультикам, в которых одушевляется, что угод­но - гвозди, спички, пластилин, раскрашенные картинки. Осуществляя, таким образом, подсознательную мечту  детей, полуязыческую, кстати, мечту, об одушевле­нии всего на свете. На самом деле ребенок до 12 лет абсолютно не готов к восприятию идей единобожия и в любом храме останется язычником.

Необходимо помнить, что чувствительность в этом возрасте работает только в тонком диапазоне. Чувстви­тельность к грубости и мощным ударам равна нулю, тонкий прибор просто зашкаливает. Побоями и крикам  можно только оглушить ребенка, истребить в нем все живое. Ребенок станет угрюмым, замкнутым, и что вырастет из него - остается только гадать.

 

Оптимистическая трагедия

 

Темперамент, именуемый холерическим, соответству­ет мировосприятию знаков Козы, Змеи и Крысы. Этот тип темперамента подразумевает чередование взрывов неве­роятной веселости и столь же невероятной тоски, чрезвы­чайной активности и обескураживающей вялости. Энер­гетически это очень слабый тип, его поведение подобно действиям человека, охваченного паникой во время пожара, или суетой утопающего. Человек все время находится как бы на краю пропасти, в которую боится заглянуть, стремится подальше от нее отползти и не может.

Не обольщайтесь по поводу приступов невероятного веселья и восторгов, за ними непременно последует спад. Если ребенок весел днем, то по ночам его могут преследовать кошмары и чудовища. Как же важно, что бы рядом всегда были те самые родные и любимые папа и мама, которые просто подержат за руку или обнимут ребенка, успокоят.

Мнительным мамам и бабушкам не стоит паниковать, если обнаружатся явные признаки депрессии, маниакального страха и т. д. Все это норма третьего возраста, и  лечит от этого не психиатр, а ласковая и участливая мама. Тревогу бейте лишь тогда, когда ваши царевны-несмеяны и мальчики-плаксы сохранят меланхолию в сверхоптимистическом четвертом возрасте.

 

Вновь пионеры

 

Самое же главное - это не ждать и не требовать ребенка в этом возрасте каких-то свершений, каких­-то окончательных успехов. Вундеркинды этого возраста это очень подозрительно и, кажется, достаточно опасно. Одна цитата из К.И. Чуковского: «По системе Локка удавалось так чудовищно обрабатывать бедных младенцев, что они к пятилетнему возрасту могли показывать на глобусе любую страну. Жаль только, что к десяти годам эти миниатюрные Локки становились поголовно идиотами. Легко ли не стать идиотом тому, у кого насильно отнято детство?.. »

 

< Вернутся к "Возрастной гороскоп"