ВЕГЕТАРИАНСТВО. ::: MagicKey.com.ua
магический ключ
магический ключ

ВЕГЕТАРИАНСТВО.

О ВЕГЕТАРИАНСКОМ ПИТАНИИ

Вегетарианство — это система питания, которая исклю­чает продукты из мяса любых животных, домашней птицы, дичи и рыбы. Термин «вегетарианство» происходит от ла­тинского слова — vegetabilis — растительный. Следователь­но, вегетарианцы — это люди, которые питаются продуктами растительного происхождения. Однако вегетарианцами при­нято считать и тех, кто наряду с растительными употребляет молочные продукты и яйца. Таким образом, имеется три основных вида вегетарианства: 1) веганство — строгое ве­гетарианство с употреблением только растительной пищи в любой кулинарной обработке; 2) лактовегетарианство — питание растительными и молочными продуктами; 3) лактоововегетарианство — питание растительными и молочными продуктами, а также яйцами, Вариантом вегетарианства яв­ляется сыроядение — употребление растительной пищи в сыром виде без тепловой кулинарной обработки.

Вегетарианство как особая система питания, имеющая многовековую историю, попало в Европу в древние времена, скорее всего из Азии, от буддистов, зороастрийцев, брахманов-индуистов, йогов. Известно, что уже в 4—5 тысячелетии до нашей эры священнослужители Древнего Египта не упот­ребляли мяса. Свой вклад в обоснование вегетарианства внес­ли ученые Древней Греции — Пифагор, Сократ, Платон, Плутарх, Гиппократ и другие. Вегетарианское питание было обычным явлением среди христианских аскетов, отшельни­ков и святых древности и средних веков. Интерес к веге­тарианству возродился в Европе в период Ренессанса (XIV— XVI в.), но только в 1811 г. в Лондоне было создано Веге­тарианское общество, члены которого называли себя веге­тарианцами.

Сейчас в мире довольно много обществ вегетарианцев.

Среди главных причин вегетарианства можно выделить следующие: социально-экономические; религиозные; морально-этические; историко-биологические; медицинские (оздоровительные). С первой причиной связано вынужденное вегетарианское питание, с остальными — добровольное.

Социально-экономические причины.

В мире сотни мил­лионов людей являются вегетарианцами, но большинство из них стали таковыми не добровольно, а по социально-эко­номическим причинам. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), из более чем 5 млрд людей, насе­ляющих нашу планету, 1,5 млрд питаются хорошо, 1,8 млрд—    удовлетворительно, остальные питаются плохо или час­тично голодают, причем имеется тенденция к увеличению именно этой части населения. ВОЗ определила 43 развива­ющиеся страны Африки, Азии, Центральной и Южной Аме­рики как «наименее развитые» (Сомали, Эфиопия, Судан, Чад, Гаити, Непал и др.). Питание значительной части на­селения в этих странах не обеспечивает его минимальные потребности в энергии и белке, а рационы состоят из наибо­лее доступных по стоимости продуктов — зерновых, бобовых, клубне- и корнеплодов, некоторых овощей и плодов, то есть являются вегетарианскими. Однако при изменении социаль­но-экономических условий жизни вынужденные вегетариан­цы переходят на питание, включающее мясные и другие про­дукты животного происхождения. Надо учесть, что недоб­ровольное вегетарианское питание осуществимо только в со­ответствующих климато-географических регионах. Для ма­лообеспеченных жителей Крайнего Севера такое питание не­возможно.

Религиозные причины. Значительное место в каждой ре­лигии занимает обрядовая сторона, включающая и особен­ности питания. Постоянного вегетарианства придерживаются адвентисты седьмого дня (протестантская секта христианс­тва), секта христововеров (постников), джайнисты (религия, возникшая в VI в. до н. э. в Индии), буддисты — преиму­щественно священнослужители и монахи, индуисты — в ос­новном брахманы (жрецы), общество Сознания Кришны (кришнаиты) и т. д.

Принято считать, что среди народов Индии, большинство которых исповедует индуизм, распространено вегетарианст­во. Однако вегетарианского питания, точнее лактовегета- рианского,. придерживаются по религиозным причинам в основном индуисты высших каст. Чем ниже в кастовом отно­шении человек, тем менее строго он соблюдает вегетариан­ство, употребляя при наличии материальных возможностей мясо коз, овец, свиней, птиц, рыбу, яйца, но не говядину (крупный рогатый скот в Индии — священные животные). В Восточной Индии даже представители брахманских каст позволяют себе есть мясо птиц, рыбу, яйца, но однако не мясо крупного рогатого скота. Редко соблюдают вегетариан­ство буддисты, например, коренное население Шри-Ланки

—  сингалы, которые едят говядину, баранину, рыбу и другие животные продукты.

Следует отметить, что условия жизни разных народов нашли свое отражение в религиозных пищевых предписа­ниях, в частности касающихся мясных продуктов. Особо по­читаемой у всех индуистов до сего времени является корова. Ее образ как всеобщей матери-кормилицы берет свое начало с ведических времен (около 1500 лет до нашей эры), когда на территории Индии появились индо-иранские племена ско­товодов ариев. Корова» по индуистской религии, является воплощением божества, и поэтому убийство или употреб­ление мяса ее в пищу рассматривается как величайший грех, а все, что получают люди от коровы, идет им на пользу и как пища, и как лекарство и топливо. Лучшим приношением индуистским богам является коровье масло. Другим приме­ром является категорическое запрещение употребления в пи­щу свинины в иудейской и мусульманской религиях.

Строго вегетарианское питание (веганство) характерно для большинства дней соблюдения постов, предписанных православной церковью. Однако, во-первых, вне дней постов употребление мясных и других животных продуктов не воз­браняется. Более того, в течение недели мясоеда допустимо есть мясо по средам и пятницам, относящимся к постным дням. Во-вторых, имеется немало дней постов, когда разре­шено употребление рыбы и рыбных продуктов. Таким обра­зом, вегетарианское питание в православном христианстве не является постоянным, а только временным и пре­рывистым.

В Ветхом Завете сказано, что в первое время по сотво­рении мира мясо животных не было дозволено человеку для употребления в пищу. Посте потопа этот запрет был снят, хотя с рядом ограничений. В Новом Завете только в «Пос­лании к Римлянам» апостола Павла сказано: «Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, ко­торый ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина...» Слова апостола Павла имеют рекомендательную, а не обя­зательную для выполнения направленность. В других книгах Нового Завета нет указаний на нежелательность потребления мяса.

Морально-этические причины.

Вегетарианство как фило­софское учение зиждется на своеобразной нравственной и этической основе. Его сторонники убеждены: питание расти­тельной пищей ведет к более чистой жизни и служит неиз­бежным этапом восхождения человека к идеалу. Этический аспект этого учения основывается на жатопи к животным, сочувствии к страданию, которое они испытывают, когда за ними охотятся или их убивают на бойнях. В этом подходе к вегетарианству есть определенная логика. Если исходить из сложности, даже невозможности, по убеждению боль­шинства людей, убийства человека человеком, то трениров­кой, позволяющей «набить руку», становится умертвление животных.

Сформулировано даже положение о морально-этической необходимости вегетарианства: «Для того чтобы накормить себя, не обязательно убивать. Если Вы с такой легкостью убиваете животных, то и убийство людей в братоубийствен­ных войнах становится для Вас естественным. Переделайте самого себя, и мир изменится». У некоторых авторов ука­занное положение приобрело тенденциозный и исторически малодоказательный характер. Так, по С. Мордынскому (1993), «Германия, инициатор двух мировых войн, имела самую мясную кухню в Европе. В США истребление бизонов шло параллельно с истреблением индейцев...» Также неубе­дительны ссылки на великих людей-гуманистов, которые по морально-этическим соображениям были вегетарианцами: Жан-Жак Руссо, Махатма Ганди, Лев Толстой и другие. Однако редки упоминания о том, что многие изверги чело­вечества тоже были вегетарианцами, например, Адольф Гитлер.

На наш взгляд, пацифистское (отвергающее войны и на­силие) мировоззрение, а также гуманное отношение к живот­ным в разумных пределах, например, в ходе медицинских экспериментов, доступно как вегетарианцам, так и невеге- тарианцам. Можно ли считать, что эскимосы Аляски или аборигены Австралии, обеспечивающие себе питание охотой и рыболовством, обладают меньшими морально-этическими принципами, чем европейские интеллигенты, отказываю­щиеся от потребления мяса и рыбы? Разделение людей по характеру их питания само по себе является аморальным.

Историко-биологические причины (концепция питания предков). При обосновании вегетарианства некоторые авторы обращаются к питанию древнего человека и даже обезьян. Считается, что современный человек прочно унаследовал приспособленность к определенному пищевому рациону от своих далеких предков.

Первые обезьяны произошли от мелких насекомоядных животных. Большинство современных обезьян не является абсолютными вегетарианцами. Хотя у обезьян преимущест­венный корм — растения, но наряду с ними они охотно поедают насекомых, яйца птиц и даже мелких животных.

Антропологи и археологи утверждают, что предки чело­века в течение десятков и сотен тысяч лет питались сме­шанной пищей. Последнее характерно и для тех племен Ин­донезии, Филиппин, ряда стран Африки, которые совсем не­давно находились на первобытном уровне. Установлено, что пищевой рацион человека эпохи позднего палеолита (40 ООО—12 ООО лет тому назад) составляли дикорастущие фрукты, овощи, лиственные растения, коренья, орехи, а так­же нежирное мясо. Зерновые и молочные продукты в питании практически отсутствовали. Смешанное питание дрегнего че­ловека доказывает и химический состав копролитов (ока­меневшего кала), найденных на палеолитических стоянках.

Споры вокруг питания первобытного человека во многом обусловлены климато-географическими районами его прожи­вания. По одним данным, тысячи лет назад люди питались скудно, преимущественно растительной пищей и лишь редко ели мясо. По другим данным, наши далекие предки эпохи позднего палеолита потребляли много животного белка за счет мяса, что могло способствовать быстрому физическому развитию и половому созреванию, но не долголетию. Общим для всех исследований является то, что при анализе останков древних людей у них выявлены болезни, обусловленные не­правильным питанием, в частности, авитаминозы, а продол­жительность жизни их (в среднем 26 лет) была намного ниже, чем в наименее развитых странах наших дней. Сле­довательно, нет оснований идеализировать питание древних людей и рекомендовать современному человеку вернуться к питанию далеких предков. Исключение составляет только низкое содержание животных жиров в их питании, так как в мясе диких животных жиров мало. Однако вне особенностей питания первобытного человека современные диетологи на­стоятельно рекомендуют разумное ограничение потребления животных жиров, особенно мясных, в целях профилактики атеросклероза и ишемической болезни сердца, а также дру­гих массовых заболеваний.

В ходе эволюции питание людей менялось в силу многих причин, причем наши предки постепенно адаптировались к новой пище, в состав которой всегда в той или иной мере входили мясные и рыбные продукты.

Перенесемся на 2000—3000 лет назад в Древнюю Грецию. Поваренные книги и труды по диететике, относящиеся к IV в. до н. э., свидетельствуют о большом разнообразии блюд. За­метим, что древнегреческий врач под словом «диета» по­нимал не что можно есть, а когда что можно есть, так как греческое слово «диета» означало образ жизни, режим, в том числе определенный режим питания.

Хлеб, мука и крупы были основными продуктами в Древ­ней Греции. Из них готовили такие похлебки и каши, как, например, маза — смесь муки, меда, оливкового масла, соли и воды, турон — смесь муки, тертого сыра и меда. Частым блюдом были похлебки из фасоли и других бобовых растений.

Греки ели грубый ячменный и пшеничный хлеб, причем последний, как более дорогой, преобладал у зажиточных лю­дей. Гомер называл и тот, и другой виды хлеба «мозгом мужчин». О пользе хлеба из муки грубого помола знали в древности. Известно, что в Древней Греции во время Олим­пийских игр спортсмены питались таким хлебом. Это не­лишне запомнить тем мужчинам, которые увлекаются мяс­ной пищей, считая ее главной для сильной половины рода человеческого. И современные диетологи подчеркивают пользу от хлеба из муки грубого помола, в котором содер­жится значительно больше витаминов, минеральных ве­ществ, пищевых волокон, чем в хлебе из муки высших сортов.

Издавна греки ели много разнообразных овощей и плодов. Овощи они обычно приправляли пряностями, а иногда в овощные блюда добавляли баранину или говядину. Хотя Го­мер говорил об обилии мяса на пирах, простой люд упот­реблял мясную пищу нечасто. Зато очень распространенной едой была рыба и морепродукты. Типичное острое блюдо «гарон» готовили из рыбы, которую заливали рассолом и оставляли в нем на 2—3 месяца. Греки любили молочные блюда и сыры. Любопытно, что пить цельное молоко счита­лось излишеством, и его всегда разбавляли водой. В Древней Греции усиленно развивалось виноградарство и виноделие. Греки обычно пили вино, разбавленное водой, и этот напиток заменял им наш чай. Пиво они считали напитком варваров.

Таким образом, для Древней Греции типично смешанное, а не вегетарианское питание, хотя мясо занимало скромное место в рационе большинства народа. Надо сказать, что по многим показателям характер питания в Древней Греции соответствует рекомендациям современных гигиенистов и диетологов. Сходная направленность питания была харак­терна и для Византии, откуда православное христианство пришло в Киевскую Русь.

В Киевской Руси большое место в повседневном питании занимал хлеб, особенно ржаной из кислого (дрожжевого) те­ста, разнообразные кашицы и каши, дополняемые рыбой, молоком (преимущественно коровьим, но также кобыльим и овечьим), овощами, грибами, лесными ягодами, медом, травами, реже — мясом. Из ржаной и овсяной муки делали кисели. Овсяной кисель упомянут в летописи начала XII в. «Повесть временных лет». В отличие от современных жидких киселей из плодов мучные кисели были густыми. Поэтому в народных сказках говорится о молочных реках с кисель­ными берегами. В Древней Руси кашей называли не только крупяное блюдо, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов, иногда в сочетании с крупой или мукой, напри­мер, рыбные каши.

Состав мясной пищи не был одинаков в разные периоды развития России и Украины. С принятием христианства была проведена борозда между «чистой» и «нечистой» мясной пи­щей, а также обозначено разделение на постную (растительно-грибную-рыбную) и скоромную (молочно-яично-мясную) пищу. Наибольшему осуждению подвергалась конина, хотя в древности славяне употребляли ее часто, о чем свидетель­ствуют летописи. О великом князе киевском Святославе Иго­ревиче, который погиб в бою с печенегами в 972 г., в летописи сказано: «В походах же (он) не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел». Но уже в XIII в. конина расценивалась как продукт, годный только на случай крайней нужды. Отметим также, что в источниках XII—XV в. под «звериной» подразумевали мясо диких животных и пернатой дичи. Согласно древнецерков­ным представлениям и поучениям, «зверина» считалась ме­нее ценной, чем мясо домашних животных и лтиц.

Православная церковь считала нечистым мясом и мед­вежатину. Очевидно, вызвано это было борьбой с еще не отжившим в то время языческим культом медведя. Грехом полагалось есть мясо бобра, зайца, белки, тетерева и т. д. Запрещалось употреблять в пищу так называемую давле- нину, то есть мясо животных и птиц, не забитых непосред­ственно человеком. Указанные религиозные запреты, при­шедшие с греческими священниками из Византии, во многом соответствуют пищевым предписаниям Ветхого Завета. С одной стороны, некоторые указанные запреты часто не вы­полнялись и в древние времена. Так, описание пира в одном из сборников конца XII — начала XIII к. свидетельствует об обилии мясных блюд, в том числе из тетерева, журавля, рябчика, гусей, кур, голубей, зайцев, оленей, вепрей и т. д. С другой стороны, запреты на употребление в пишу мяса некоторых животных и птиц с веками потеряли свою кате­горичность и в современном православии нет абсолютно за­прещенных пищевых продуктов.

В прошлом в России в связи с отсутствием холодильников мясо, чаще всего говядину, заготовляли впрок: коптили, вя­лили, но чаще всего солили. Летом солонина была основной мясной пищей, хотя по своей пищевой ценности она резко уступает замороженному мясу. В процессе засолки мяса зна­чительная часть содержащихся в нем пищевых веществ (витамины, минеральные и экстрактивные вещества, ами­нокислоты) растворяются в рассоле. Кроме того, соль делает грубыми мышечные волокна мяса, что затрудняет его пере­варивание в пищеварительном тракте. Часто приходится слы­шать сетования на то, что современная технология консер­вирования пищевых продуктов портит их, а в прошлом люди употребляли только натуральные продукты. Пример с со­лониной опровергает это распространенное мнение.

В Украине преимущественно употребляли свинину, зна­чительно реже — говядину, так как волы в Украине были тягловым скотом, их мясо было менее вкусным, чем свиное, и даже считалось не вполне чистым.

Постных дней в православном календаре больше, чем ско­ромных, поэтому становится понятным, почему русский и украинский народы не считали мясо основой своего рациона в отличие от многих наших современников, оценивающих питание по доступности колбасных и других мясных про­дуктов.

Таким образом, историко-биологическое обоснование ве­гетарианства на основе теории возврата к питанию предков непродуктивно, так как, во-первых, неясно, предков какой эпохи принять за образец; во-вторых, не доказано, что пи­тание предков от палеолита до позднего средневековья бла­гоприятствовало их здоровью и долголетию; в третьих, нет оснований считать, что наши предки от первобытного че­ловека до Древней Греции и Киевской Руси были вегетариан­цами.

Рацион питания современного человека сложился около 250—300 лет назад. Дальнейшие изменения имели как поло­жительные, так и отрицательные стороны. Например, в пита­ние жителей России, Украины и Беларуси были включены новые продукты: картофель, кукуруза, подсолнечник, тома­ты, баклажаны и многие другие, но параллельно сузился набор ранее используемых полезных растительных продуктов (репа, брюква, чечевица,ряд дикорастущих лиственных рас­тений и т. д.).

Медицинские (оздоровительные) причины. Сторонники вегетарианства утверждают, что их рацион соответствует здоровому образу жизни, профилактике различных болезней и достижению активного долголетия.

Наука о питании оценивает вегетарианство с учетом его вида, соответствия физиологическим потребностям различ­ных возрастных и профессиональных групп населения, со­стоянию организма и других медико-биологических фак­торов.

Для пищевых рационов строгих вегетарианцев (веганов) характерен недостаток полноценных белков и соответственно незаменимых аминокислот, витаминов В2, В12 и D. Хотя содержание кальция, железа, меди и цинка количественно может быть достаточным, но усвояемость этих минеральных веществ из растительной пищи низкая. Например, железо лучше всего усваивается из мяса и мясных продуктов, не­сколько хуже — из рыбы. Поэтому у вегетарианцев нередки железодефицитные состояния, включая анемию (малокро­вие). Повышенное содержание пищевых волокон в питании веганов имеет не только положительное, но и отрицательное действие, так как уменьшает усвоение минеральных веществ и ряда витаминов. Известно, что по содержанию и полноте усвоения лучшими источниками кальция являются молочные продукты (О.В. Коркушко, Д.Ф. Чеботарев, Е.Г. Калинов­ская, 1993).

С учетом изложенного строгое вегетарианство нельзя счи­тать рациональным для растущего организма. Дети и под­ростки из семей веганов нередко отстают от своих сверст­ников по физическому развитию, у них чаще наблюдаются проявления алиментарной (пищевой) недостаточности.

Организм взрослого человека может адаптироваться даже к постоянному веганству и функционировать, хотя и не на оптимальном уровне. Для беременных и кормящих матерей длительное строгое вегетарианство чревато ослаблением организма, возникновением железодефицитной анемии, а также заболеванием костей — остеомаляции в результате дефицита в пище легкоусвояемого кальция и витамина D.

Веганство не может обеспечить повышенную потребность в легкоусвояемом кальции и у пожилых людей, особенно женщин в период менопаузы (прекращения месячных) и пост­менопаузы, когда велика опасность развития такого заболе­вания костей, как остеопороз.

При многих заболеваниях приспособительные возможнос­ти организма могут оказаться недостаточными в условиях строго вегетарианского питания, а при ряде заболеваний не­обходимо повышенное потребление полноценного белка <в период выздоровления после тяжелых инфекций, при обшир­ных хирургических вмешательствах, травмах, ожоговой бо­лезни, некоторых заболеваниях органов пищеварения и т. д.), которое не может обеспечить веганство. Это относится и к лицам тяжелого физического труда или интенсивно занимающихся спортом.

В отличие от веганов, у лактоововегетарианцев имеет ме­сто меньший по перечню дефицит пищевых веществ. Пос­ледний касается витамина Bl2, железа, отчасти цинка и ме­ди, так как молоко и молочные продукты бедны этими пище­выми веществами. Для лактоововегетарианцев возможен только дефицит железа в связи с низким его усвоением из яиц, В целом лакто- и тем более лактоововегетарианство не противоречит современным принципам рационального питания.

В старости не рекомендуется резкая перестройка привы­чного питания, но нестрогий лактовегетарианский рацион (с акцентом на кисломолочные продукты) весьма полезен в этом возрасте. Это не исключает, однако, и небольшого со­держания мяса и особенно рыбы в питании пожилых и старых людей, а делает его более полноценным. Интересно отметить, что, по, данным Института геронтологии АМН Украины, только около 9 % долгожителей (лиц старше 90 лет), на­пример, в Абхазии, были в течение жизни лактовегетариан­цами, а остальные употребляли всю жизнь смешанную пищу, включающую и мясо (Ю.Г. Григоров и соавт., 1988).

Вегетарианское питание имеет свои положительные сто­роны в связи с высоким содержанием витамина С, каро- тиноидов, калия, магния, пищевых волокон, а при веганстве—   почти полным отсутствием насыщенных жирных кислот и холестерина. Однако молочные продукты и яйца (при лак­то- и лактоововегетарианстве) могут быть большим источ­ником жиров вообще и насыщенных жирных кислот в час­тности, а также холестерина, чем мясные продукты. Строго вегетарианское питание с преобладанием мучных и других изделий из зерна, орехов, сахара, меда и иных богатых уг­леводами продуктов при избыточной энергоценности рациона способствует ожирению не меньше, а подчас и больше, срав­нительно со смешанным питанием. Таким образом, избы­точное потребление любых пищевых продуктов можег не­благоприятно влиять на обмен веществ и состояние орга­низма. Разумеется, это положение относится и к мясу и мяс­ным продуктам.

Противники мяса часто приводят красочные, но бездо­казательные примеры вреда мясной пищи. Одни говорят, что люди, употребляющие мясо, вспыльчивы и агрессивны. Другие утверждают, что люди поглощают с мясом вещества страха, ужаса и боли, которые испытывают животные на бойне, и это становится причиной подавленности и разд­ражительности людей, их недоброго отношения друг к другу. Третьи ссылаются на то, что в тюрьмах средневековой Индии преступников кормили одним вареным мясом и через не­сколько недель они умирали. Но дело не в самом вареном мясе, а в отсутствии в нем витамина С. Поэтому у заклю­ченных развивался авитаминоз — цинга, и они погибали. Если бы преступникам давали сырую печень, в которой витамина С примерно столько же, как в малине или кры­жовнике, не было бы цинги. В прошлом известна гибель моряков от цинги при длительных мореплаваниях, когда основной едой была солонина и зерновые продукты.

Сторонники вегетарианства как оздоровительного пита­ния считают, что мясо неблагоприятно влияет на организм в связи с наличием в нем токсичных биогенных аминов, образованием из белков мяса мочевой кислоты, аммиака и других веществ, которые нарушают функцию центральной нервной системы и перегружают деятельность печени и почек из-за необходимости обезвреживания и выделения из орга­низма этих веществ.

Мнение о вредности мяса при рациональном (то есть не избыточном) его потреблении научно несостоятельно. Это положение относится и к отдельным веществам, образуемым из мяса и ряда других продуктов, в частности, мочевой кис­лоте. Установлено, что мочевая и аскорбиновая кислоты являются в организме человека наиболее активными водо­растворимыми антиоксидантами, предупреждающими избы­точное окисление органических веществ в клетках. Кроме того, мочевая кислота защищает саму аскорбиновую кислоту от окисления. Высокая концентрация мочевой кислоты в кро­ви высших обезьян и человека рассматривается как своеоб­разное приспособление к дефициту витамина С, не синте­зируемого в их организме. Считают, что эволюционное уве­личение уровня мочевой кислоты как антиоксиданта у че­ловека способствовало его долголетию по сравнению с низ­шими обезьянами, а также уменьшению частоты развития опухолей сравнительно с мелкими млекопитающими. Эти сведения являются одним из примеров неоптимальности регулирующих систем организма человека: достижение дол­голетия с помощью мочевой кислоты потенциально содержит в себе угрозу развития подагры и мочекаменной болезни — уратного уролитиаза. Однако надо учитывать, что указанные заболевания возникают только при наследственной предрас­положенности, а распространенность подагры у населения Европы и США не превышает 2 %.

С одной стороны, по некоторым данным, у вегетарианцев по сравнению с лицами, получающими смешанное питание, ниже смертность от ишемической болезни сердца, меньше распространена гипертоническая болезнь, реже частота воз­никновения некоторых форм рака (в частности, толстой кишки) и других заболеваний. Например, исследования в Австралии показали, что у адвентистов седьмого дня, строго соблюдающих вегетарианство, артериальное давление ниже, чем у обычного населения и членов секты мормонов. Пред­ставители этих религиозных сект не отличались по показа­телям массы тела, они не употребляли алкоголь и кофе, не курили. Практически единственным отличием указанных сект явилось то, что мормоны не были вегетарианцами.

С другой стороны, многочисленными исследованиями, проведенными в Великобритании, Германии, США, Австра­лии, Индии, странах СНГ, установлено, что у строгих ве­гетарианцев чаще встречается недостаточность ряда витами­нов и минеральных веществ, особенно железа, цинка, каль­ция, а также повышена инфекционная заболеваемость, в ча­стности, туберкулезом.

В 1988 г. Американская диетологическая ассоциация объя­вила свою позицию в отношении строгого вегетарианства (ве- танства): при условии дополнения рациона препаратами ви­таминов и минеральных веществ вегетарианство является одним из путей профилактики атеросклероза, гипертониче­ской болезни, некоторых форм рака, инсулиннезависимого сахарного диабета и некоторых других заболеваний, несмотря на невысокую биологическую ценность белка строго веге­тарианских рационов.

Кроме того, при ряде заболеваний мясо животных и птиц, а также рыбу действительно исключают из диеты на ко­роткий или продолжительный срок (подагра, мочекаменная болезнь с уратурией, печеночная недостаточность и др.). По­стоянная вегетарианская направленность питания с ограни­чением мяса рекомендуется при многих заболеваниях, а раз­грузочные дни строгого вегетарианства (веганства) являются важной составной частью лечебного питания при ряде за­болеваний сердечно-сосудистой системы и почек, подагре, инсулиннезависимом сахарном диабете, ожирении я т. д. (В.В. Фролькис, В.В. Безруков, O.K. Кульчицкий, 1994).

Такова сложная и неоднозначная медико-биологическая проблема вегетарианского питания. В целом для здоровых трудоспособных людей оптимальным является смешанное пи­тание с широким использованием свежих овощей и плодов и различных вегетарианских блюд, а также отказом от избы­точного потребления мяса и мясных продуктов. Строго ве­гетарианское питание рекомендуется во время постов в пра­вославии только в течение недель или отдельных дней не­дели. В остальные недели и дни года пища, включающая мясо и мясопродукты, не возбраняется. Кроме того, в отдель­ные дни постов допустимо потребление рыбы, пищевая цен­ность которой рассмотрена ниже. Поэтому можно утверж­дать, что строгое вегетарианское питание в дни постов не может нанести ущерб здоровью большинства людей. В ка­кой-то мере на это указывает и многовековой опыт соблю­дения постов миллионами православных христиан. Более то­го, для некоторых групп населения и при ряде заболеваний периодическое строгое вегетарианство является безусловно полезным.