поминальные приметы, традиции, легенды ::: MagicKey.com.ua
магический ключ
магический ключ

поминальные приметы, традиции, легенды

< Вернутся назад

Поминальные приметы

 

Прирожденная удача ­душа предков 

 На вопрос «что такое судьба?» существуют различные ответы, в зависимости от того, как человек понимает это явление. Все эти толкования входят в круг народных представлений об удачной и неудачной Доле.

Прежде всего, жизненная удача понимается не как простое олицетворение отвлеченного понятия, а считается отображением душ предков, умерших родителей или других близких людей. Так, представления об удачной жизни - это своеобразное отражение древнего культа пред­ков, покровителей семейного очага и рабочей деятельности.

Давняя традиция - приносить жертвы умер­шим - сохранилась и до наших дней. Существует народный обычай оставлять после ужина часть еды, особенно на большие праздники, как просьбу об удачной Доле. При этом говорят: «Не годит­ся горшки и ложки после ужина мыть, а то Доле нечего будет есть».

Те, кто перемывает вечером Посуду, в кото­рой готовился ужин, откладывают в особый гор­шочек три ложки еды, а рядом кладут ложку. Зна­токи обычаев советуют не убирать на ночь весь хлеб со стола: оставьте хотя бы кусочек для Доли на ужин.

Существует также следующее Гадание: после рождественской вечери все члены семьи остав­ляют на столе ложки в мисках от кутьи, а сверху кладут хлеб или булочку. Ночью приходит Доля и переворачивает ложку того, кому в текущем году суждено умереть.

Души (говорят - Доли) умерших родных при­сутствуют на поминальных обедах и наблюдают за домочадцами, сидя на полочке между иконами; они посещают людские жилища и в другое время. Поэтому не надо выметать сор из дома через по­рог, так как можно при этом запылить души умерших родителей, входящих в ту минуту в двери.

the ghosts of children, me?? crypt, неупокоенный душы, hus for spøgelser

Души умерших, от воли которых зависит удача, живых, это не только невидимые глазом существа.

Многие полагают, что они вполне реальны: они говорят, пьют и едят, их можно не только видеть, но и осязать. Ночь - излюбленная пора для их визитов. Чаще всего души умерших родителей являются к своим оставшимся сиротами детям, чтобы помогать им, облегчить их так безрадост­но начавшуюся жизнь.

Многие признают, что удачливость умирает вместе с человеком, но некоторые знатоки утвер­ждают, что удачливость или неудачливость умерших людей живет в их могилах. Нередко Доля умершего сидит на его могиле, а также посещает его родных, особенно накануне какого-либо несчастья. При желании можно попытаться вы­звать из могилы удачливость кого-нибудь из сво­их умерших родственников: стоит только пере­прыгнуть крест-накрест через могилу, и тогда сама судьба умершего появится в доме. Во делать это рискованно, потому что вместо счастливой Доли, помогающей вызвавшему ее, можно вызвать Долю несчастливую, Недолю, которая принесет с собою несчастье.

 ноч на могілках, kabus kimi duman, mystical night, fantômes heure, v?st?t par nelaimi

Из множества рассказов о деятельности умер­ших, их душах и их везении в жизни видно, что свойство приносить удачу дано лишь дедам, баб­кам, свекрам, свекровям, мужьям, женам и, чаще всего, матерям. Такое строгое разграничение предков, дарующих удачу, кажется нам не случай­ным, а вытекающим из верований людей в связь и зависимость судьбы человека от сил и возмож­ностей исключительно членов своего рода.

Конечно, удачливость и судьба человека пре­жде всего определяются фактом рождения: из­начально удача является даром, получаемым от матери. Достаточно даже беглого знакомств с народной магией, чтобы заметить - в ней мать выводится подательницей Доли, и часто обнару­живается мысль о том, что от матери зависело: дать или не дать своим детям красоту, счастье, удачу и Долю.

Поэтому слова давнего заговора, призванного отвратить беду и неудачу, гласили: «Если  с кем поссорился, то не поминайте Худым сло­вом, чтобы я не печалился после. Но поминайте добрыми словами, чтобы я веселился. Приготовьте сухую дороженьку, да чтобы она не пыли­лась. Развеселите мою маму, чтобы она не печали­лась. Да поливайте сухую дорожку, чтобы она пылью не опала. Да развлекайте мою миленькую, чтобы с лица не спала».

stone angel, s?rojošo angel, могілкавы анёл, ?ай?ылы ескерткіші

О прирожденной Доле и удаче скажем пос­ле, а теперь обратимся к Долям - душам умер­ших предков: дедов, бабок, свекров и свекровей. По народным верованиям, в них обнаружива­ются свойства злобных или капризных существ, напоминающих отчасти темные силы. Предки, приносящие удачу и неудачу, бывают довольны, когда находят свои любимые кушанья и, наобо­рот, сердятся и выражают всячески, даже побоями, свое неудовольствие, если пищи для них мало или совсем не приготовлено.

Страх и боязнь быть наделенными неудачей служат главнейшими побуждениями к прине­сению жертв душам умерших предков. Чтобы избавиться от посещений этих прожорливых Долей, нужно поймать их. Раз пойманные, они исчезают навсегда: бессилие их обнаружено, страх рассеялся, а вместе с ним уничтожается и желание посещать близких.

Вот несколько преданий, повествующих о спо­собах приобретения удачи, управления силами предков.

«Одно время такое было: что положат у нас на столе, то Доля ночью и заберет» ,- гласит дав­няя легенда. Вот и стали члены семьи все класть на пол. Однажды отец уехал на ярмарку, и в эту ночь мать услышала, как Доля ищет что-то везде: по столу, по лавкам, по окнам. Ночь была лун­ная, и отчетливо было видно старика, стараю­щегося отыскать что-либо съестное. В этом ста­рике мать признала покойника: это был отец ее отца. Мать встала да и поймала Долю деда. Пойманная принялась молить: «Пусти меня, я уже не буду у вас больше брать, а к вам буду еще но­сить». И с той поры Доля ничего у них не брала.

К этому добавляется: чтобы Доля удачу в дом носила или, по крайней мере, сама не забирала из дому, нужно ее поймать.

old age in painting, 18 ?асырды? кескіндеме ?мір, стары і дзяўчынка

Рассказывают о богатой вдове, которая жила вместе со взрослым женатым сыном. Была она хо­рошая строгая хозяйка, сына и невестку держала, как говорили, в ежовых рукавицах: всем распо­ряжалась сама, а они только исполняли ее при­казания.

Но случилось неизбежное. Умирая, старуха призвала свою невестку и сказала ей: «Буду приходить домой каждый день, так что ты оставляй мне поесть. И тогда удача и богатство не покинут ваш дом». Когда старуха умерла, похоронили ее с почестями. И стала Доля покойной каждую ночь приходить ужинать. Придет, все оставлен­ное съест и уйдет. Раз как-то ничего не осталось от ужина. Ночью явилась свекровь и не видит на столе ничего, кроме хлеба, лезет в печь ­и там ничего. Ворчит старуха, мол, есть больше нечего, и жует лежавший на столе хлеб. Потом подошла к невестке и говорит: «Гляди, чтоб завтра мне всего много было, а то накликаешь на дом несчастья!» Наутро невестка призналась свое­му мужу, что к ним по ночам ходит Доля его ма­тери. Тот отправился к знатоку посоветовать­ся, что делать. Приятель дал ему совет: нужно или поймать Долю матери, если у него хватит смелости, или попросить священника отслужить на ее могиле «заклятый» молебен. Чтобы не звать священника и избежать огласки, сын решился поймать Долю матери. Около полуночи входит в дом старуха и направляется к столу. А тут уже и сын ее стоит: «А зачем это вы, мама, ходите к нам? - спросил он, схватив ее за руку. - Еще долго будете вы ходить, жену мою пугать?» «Пус­ти, сын, больше не буду к вам ходить», - сказа­ла Доля, вырвалась из рук и исчезла. Однако о богатстве и счастье дома заботиться не пере­стала.

унікальныя могілкавыя помнікі,  ?ай?ылы к?рсеткіш, Bergskulptur

Доля умершей жены не менее могуществен­на и напоминает своей доброжелательностью Долю матери: она помогает своему мужу-вдов­цу, а своим появлением предуведомляет о радос­ти или скорой беде. Доля умершего мужа имеет характер Доли деда, а иногда и кровожадно­го вампира. Такие существа могут приносить несчастья.

Существует множество легенд о таких сверх­естественных явлениях. Жил человек хорошо, можно сказать, при полном довольствии. Нава­лились беды на него ни с того, ни с сего. Не зря говорят: пошла беда за бедою. Держал он земли много, на десять работников, а семьи было у него: он с женой и два сына холостые.

Начались неприятности, пошли плохие годы: урожая нет. У всех людей плохо, а у него, слов­но Божьим попущением, и вовсе ничего на поле нет: то спалено солнцем, то градом побило - всякая беда на его землю валилась, более чем у других.

Потом его скотинка передохла, а вскоре и жена умерла. Умерла осенью, хотя они что-то собрали, что-то помолотили, хоть и не было много чего молотить. Горюет, тужит человек. С хозяйством беда: год плохой выдался, скотина подохла. Ку­пил бы, деньги есть: однако опасно - еще болез­ни на скот по деревне ходят. Он и думает: хлеб убрали, обойдемся и без скотины до весны; корм  продам, на те деньги найму весной плуги на паш­ню на тот год, а весною, Бог даст, купим домаш­нюю животину. В каморах и в амбарах хлеба у него было запасено еще со старых годов, зна­чит, и тут беда невелика. Главная беда: плохо без хозяйки. Подумал, подумал человек и ре­шил старшего сына женить, а было тому 20 лет. Хотя прежде не хотел его женить до тех пор, пока тот не отбудет солдатчину, а теперь, надо хозяйку в дом. Поговорил он с сыном, и поехали они в соседнюю деревню свататься. Там жила девушка, которая парню очень нравилась, а отец и не перечил. Поехали отец с женихом, сватов взя­ли, а младшего оставили дома, чтобы было кому скотину смотреть. Жених поехал, чтобы немедля дело завершить. Он знал, что девушку отдадут, так сразу пошел и к батюшке договориться, что­бы на той же неделе свадьбу и справить, потому что до праздников оставалось немного - не хо­телось без хозяйки Рождество праздновать.

Поехали, засватали девушку, сразу и сватанье справили. Было это в воскресенье, а на пятницу уже и свадьба была назначена. Перед рассветом выехали сваты с женихом домой. Когда стали они въезжать в свою деревню, глядь - а там что-то горит, и пламя с их края видно. А жили отец с сыном на другом конце деревни. На пожар звонят, люди со всех сторон бегут, они и своих коней припустили в галоп. Прискакали, а дом их уже сгорел, а за ним и хозяйственные построй­ки занялись! На род бегает, тушит - да что уже поделаешь? В доме деньги были - и те сгорели; в амбарах хлеб взялся гореть, а что осталось из запасов, то продымилось или испортилось, овцы были в сарае - сгорели. Как соскочил мужик с воза, так и упал на землю и запричитал. Но что делать? Затушили пламя, разошлись люди; остал­ся хозяин со своими сыновьями. Думали, думали и надумали: сложили отцу хатку из тех полень­ев, что от пожара остались, собрали хлеб, кото­рый не догорел, и оставили отца самого зиму зи­мовать - горевать, а сыновья пошли и нанялись на работу. Про свадьбу и не вспоминали, потому что девушку брали из бедной семьи и сами оста­лись в одних штанах, даже на венчание денег не осталось. Отец девушки и сам видел, что тут не до свадьбы.

Бабы деревенские судачили, что загорелся дом из-за старшего парня. Он любил девушку из чу­жого села и намеревался ее сватать, а в своем селе ходил к одной по соседству. Она узнала, что он поехал свататься к другой, и из мести подожгла дом.

Перезимовал наш хозяин с горем и с бедой, а на весну пришлось еще хуже. Ну, кое-как пере­бивался, сыновья помогали, а там нанялся пше­ницу сторожить: тяжелую работу он уже делать не мог - заболел, съели его за зиму несчастья.

Сел он как-то раз ночью на краю дороги возле пшеницы, сидит и видит, что на краю поля неда­леко стадо коней ночует. Вдруг в полночь подхо­дит к нему женщина, голова белым платком повязана,  а сама желтая, словно восковая. Подошла и говорит: «Иди к себе на огород, под вербой по­ройся, там в кувшинчике деньги найдешь; твоя жена их спрятала». Испугался человек, но все­-таки спросил: «Ты кто?>-  «Я - удача твоя, Доля твоей жены». С теми словами и пропала. На другой день пошел человек, порылся под вербою и нашел кувшин, а там сто пятьдесят целковых. Помолился хозяин Богу, взял те деньги, да и сыновья тоже что-то заработали. Поставили себе новый дом, купили скотину. Парень женился на той девушке, которую просватал, и хорошо им жилось вместе. А несчастья закончились. Потому что образ умер­шей хозяйки вернулся в дом и принес удачу.

 Geist einer Frau, зиратыны? Phantom, insurgent deceased, grav kryss

В понятии о прирожденной Доле смешива­ются два основных течения: одно берет начало из идеи о материальной связи ребенка с матерью, а другое исходит из христианской идеи о Высшем промысле, определяющем судьбу каждого чело­века. И по той и по другой концепции Доля, а с ней и удачливость, получают характер неизбежности, неотвратимости; они суждены, записаны в Книгу судеб. От судьбы не уйдешь, не уедешь: она роковая.

Итак, Долю нельзя «ни продать, ни проме­нять», от нее не скроешься, она везде найдет тебя: «она найдет ее в чистом поле». Во всех народных песнях и сказаниях о Доле она олицетворяется почти исключительно в образе горькой доли, горя, неудач, беды и вообще недоли. В образе же счаст­ливой доли она выводите весьма редко, да и то лишь, чтобы показать, что «счастье переходя живет». Притом счастье - скромно, оно любит уединение, как бы боится заявлять о себе, чтобы не возбудить зависти; горе же редко молчаливо. Оно, напротив того, любит говорить о своих стра­даниях, раскрывать свои язвы, требует сочувст­вия, жалуется, ропщет, клюет свою судьбу в этих жалобах на свою неудачливость и невезение слы­шится иногда отголосок верований во влияние звезд на судьбу человека: «видно, под такой плани­дою родился», «знать, такая уже у него планида».

amily in the cemetery, баламен жесір ?йел, kapa vi?as v?rs

В подтверждение этого позволим себе приве­сти здесь небольшое соображение об одном из возможных источников такого верования в связь судьбы человека с небесными светилами. В давние времена, да и сейчас, древние называли звезды то душами людей, то ангелами.

Легенды гласят, что одновременно с рожде­нием ребенка на небе рождается и его звезда, а когда человек умирает, то и звезда его падает с неба, гаснет. Не выглядит ли странным такое представление? Если мы обратимся к библейским сказаниям, то приведенное верование не пока­жется странным, потому что и в ветхозаветных, и в новозаветных книгах мы находим места, в кото­рых ангелы названы звездами. Кроме того, хрис­тианскими проповедниками конца XVII века высказывалось иногда аналогичное мнение относительно звезд-ангелов со ссылками на пер­вых христианских учителей. Мало того: звезда не только ангел, иногда на ней бывает ясно напи­сана или изображена судьба того, кому она при­надлежит.

angel marble,жас періште, Engelsgesicht, фаришта-васии

Переходим к ответам на вопросы, которые даются в давних народных верованиях. Что такое Доля, когда и кем она дается человеку? Доля ­это дарованный ему Господом ангел-хранитель.

Доля - это собственный ангел, который стоит над каждым человеком. Если человек обижает и гневит свого ангела, то ему никогда не видать покоя и удачи: ангел отворачивается от него, удаляется и плачет. Есть такие люди, которые сами себе предрекают несчастья: они сами совер­шают скверные поступки, а Долю ругают, удачу корят. Но ни удача, ни Доля в этом не виноваты, а виноваты его собственные дела.   

Давняя легенда гласит: как только человек рождается, то сразу к Богу являются ангелы и спрашивают его о том, какую Долю давать ново­рожденному. Тогда Бог и повелевает им дать ему Долю или Недолю, подарить удачу или не да­вать ее вовсе. Каждому даруется одна Доля. А Удача и Неудача, Доля и Недоля похожи на тех людей, которым они дарованы. Счастливая отли­чается от несчастливой тем, что наряжена в пре­красные одежды, а неудачница носит старое и порванное платье, да еще и обрывком подпоя­сана, сеном по обтыкана и на мотовило опирается, когда идет.

Каждому человеку при его рождении Бог дает по одной Удаче или Неудаче, но не у всякого чело­века Доля живет вместе с ним от самого рожде­ния: большинство людей должны искать свою Долю. Доля, по народным представлениям, есть некий дух, который может принимать облик то человека, то какого-нибудь животного. И только когда Доля является в образе человека, тогда и можно отличить счастливую Долю от несчастливой, горькой. Счастливая Доля – человек.

дарро бик?бед оид ба дари, Seele am Rande, зират ескерткіш, defunto

 

 

 

< Вернутся назад


       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.