Великий пост. историческая справка ::: MagicKey.com.ua
магический ключ
магический ключ

Великий пост. историческая справка

                   

ИСТОРИЯ  И  ЗНАЧЕНИЕ  ВЕЛИКОГО  ПОСТА.

 

После  долгого  забвения  вера  в  бога  вновь  обретает свою  силу.  Многие  начинают  соблюдать пост.   Есть  более  мягкие  и  более  строгие  посты.  Великий пост  -  строгий  пост,  поэтому  в  пищу  не  употребляют  мяса,  молока, масла,  яиц.  Но  дело  вовсе  не в том,  что  вы  чего – то не  будите  есть,  речь  идет  о духовном  испытании,  очищении  и  возрождении.

 

  Вот  что  говорил  о  посте  Иоанн  Златоуст: «  Постящемуся  более  всего  надо  обуздывать  свой  гнев,  приучаться  к  кротости  и снисходительности,  испытывать  свою  совесть.  Вот  это  истинный  пост.»

 Первые  40  дней  поста-  это  память  о  том,   как  Христос    пребывал  в пустыне  за Иорданом.  

 Первый  день  поста  называется  ЧИСТЫМ  ПОНЕДЕЛЬНИКОМ,  А  ВСЯ  ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ  -  ЧИСТОЙ  СЕДЬМИЦЕЙ.

     На  Руси  в  эту неделю обычно  ели  грибы,  квашенную  капусту,  соленья  и  рыбу.

  Вторая  неделя  называлась СЕДЬМИЦЕЙ  СВЕТОТВОРНЫХ  ПОСТОВ.   С  понедельника  этой  недели  в  старину  девушки  начинали  вышивать  жемчугом  свой  свадебный  убор.

 

       Четвертая  неделя  звалась КРЕСТОПОКЛОННОЙ.

В  четверг этой  недели  пекли  из пресного  теста  кресты  с  изюминой  в  центре.  Именно  потому, что  на  кресте  принял  смерть  наш  господь  за грехи  человечества,  крест и стали  почитать  как  святыню.  В старину  кресты  украшали  жемчугом и  носили  на шелковых  шнурках  на  шее.

 

     Пятая  неделя  поста  носит название ПОХВАЛЬНОЙ  СЕДЬМИЦЫ.

     В  течение  нее  проводится  два  богослужения.  В  среду  вечером  и  в  четверг  утром  читается  Великий  канон,  написанный  святителем  Андреем  Критским  в  конце  7  века. Древний  канон  -  это  плач  души  о  покаянии  и  совести.

 

     ШЕСТАЯ  НЕДЕЛЯ  -  ВЕРБНАЯ.

Суббота  при  конце  Вербной  недели  называется Лазаревой  субботой.  Названа  она  в  честь  Лазаря  брата Марфы  и Марии, которого  воскресил  господь  из  мертвых.  После  этого  воскрешения Лазарь  прожил еще 30  лет.  На  склоне  своей жизни  стал  он  епископом на   Кипре,  где  гостила  у  него  Богородица.

 

  Иисус  Христос  преодолел все  свои  страдания  и  сомнения , принес  себя  в  жертву,  искупая  грехи  человечества и  во  время  Великого  поста  у  каждого  из  нас  есть возможность  пересмотреть  свою жизнь,  взаимоотношения  с  близкими  и  жить  по  самой  главной заповеди -  «  Возлюби  ближнего своего».

 

    А  после   Великого  поста   наступает  Пасха -  Светлое  Христово   Воскресенье.

Во главе праздничного круга православной церкви стоит Святая Пасха — Светлое Воскресение Христово. Пасха как великий христианский праздник особо почитается уже 2 ты­сячи лет. Как основное событие религиозной жизни праздник Пасхи глубоко вошел в жизнь тех стран, культура которых была сформирована христианством. Поэтому и для людей не верующих праздник сохранил свое значение как тради­ция, несущая радость и мир в душу каждого человека. В народном сознании Воскресение означало обновление, очи­щение души и помыслов, наступление новой вехи в жизни, приход весны.

Как свидетельствует Евангелие, смерть и Воскресение Иисуса Христа совпали с днями иудейского праздника Пасхи (Песах). Само слово «Пасха» происходит от древнееврейского «песах», что означает «переход, перемена». Иудеи праздно­вали Пасху по законам Ветхого Завета, вспоминая об осво­бождении еврейского народа от египетского рабства. В апо­стольские времена Пасха для христиан стала днем воспо­минания о жизни, смерти и Воскресении Иисуса Христа. В дни иудейской Пасхи употреблялись опресноки (маца) — тонкие пресные лепешки из неквашеного теста взамен за­прещенного на это время хлеба из квашеного (квасного, дрожжевого) теста. Опресноки легли в основу выпечки христианами пасхального хлеба, но из квашеного теста, что явилось составной частью обрядового размежевания ветхо­заветной и новозаветной Пасхи.

Первоначально христианская Пасха отмечалась одновре­менно с иудейской. Однако в 325 г. на Вселенском соборе было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы не было совпадения с иудейской Пасхой. Таким образом, христианская Пасха выпадает каждый год на разные числа, в период от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая). Церковь составила специальные таблицы — пасхалии, определяя даты Пасхи на много лет вперед.

Обрядовая сторона Пасхи и основные правила праздно­вания окончательно определялись в V в. В главных своих чертах они дошли и до наших дней. В православной Византии' праздник Пасхи стал особенно торжественным и пышным. Из Византии почитание Пасхи вместе с христианством при­шло на земли Руси, где этот день стал праздником празд­ников. Путь верующих к празднику через самый длительный в году Великий пост должен был усиливать значимость и духовное восприятие Пасхи.

Обрядовая сторона Пасхи находит свое отражение в цер­ковной пищевой символике и в самой праздничной трапезе


христиан, хотя в разных ветвях христианства и у разных народов имеются свои пищевые ритуалы.

К празднику готовят артос — пасхальный квасной хлеб, другое его название — просфора всецелая. Артос — это боль­шой, раскрашенный хлеб с изображением креста и воскрес­шего Иисуса Христа, который при богослужении освящают в Пасху. Всю пасхальную неделю (Светлая Седмица) артос находится в храме на аналое — особом столе у иконостаса, а в Светлую Субботу его раздробляют и раздают верующим как пасхальное благословение. Как в Ветхом Завете в вос­поминаниях об освобождении евреев из египетского рабства закалывался агнец (ягненок), который одновременно сим­волизировал агнца, берущего на себя грехи мира, так и в Новом Завете в воспоминание Воскресения Христова при­носится артос — хлеб, символизирующий самого Христа — Спасителя мира. По преданиям, артос ведет свое начало от апостолов, которые во время трапезы оставляли за столом свободным одно место и клали перед ним хлеб в знак незри­мого присутствия среди них Христа.

Пасхальная трапеза может включать любые кушанья. Ха­рактерны разнообразные изделия из мяса, так как разговение происходит после семинедельного питания постной пищей. Традиционный для православной России набор ритуальных изделий и блюд включает «хлеб пасочен» — кулич, тво­рожную пасху и крашеные яйца. Пасхальный хлеб, имену­емый русскими куличом, украинцы и белоруссы называют пасхой (паской). В настоящее время такое различие наиме­нований сглажено, особенно в городах. Перед Пасхой в Ве­ликую Субботу Страстной недели происходит церковное ос­вящение (благословение и кропление святой водой) куличей, пасх, а также мясных и других изделий для праздничного стола верующих.

Кулич. Это главное непременное украшение пасхального стола. Куличи выпекают из сдобного дрожжевого теста, раз­ных размеров, но высокими и круглой формы. На верху ку­лича выкладывают крест из теста. По преданиям, саван Иисуса Христа, похороненного по иудейским обычаям, был круглой формы. Этим объясняется традиционная круглая форма кулича. А высоким кулич должен быть потому, что в весеннее время Пасхи все в природе оживает и тянется вверх.

Празднование Пасхи заповедовали святые апостолы. В Новом Завете в «Первом послании к коринфянам» апостола Павла сказано: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою..., но с опресноками чистоты и истины». До смерти Христа он и его ученики ели пресный хлеб, а после Воскресения Христа их мертвых — квасной (дрожже­вой) хлеб, что отразилось на приготовлений пасхальных куличей. Поэтому кулич называют «домашним артосом» по подобию пасхального церковного артоса.

В прошлом хозяйки, когда пекли кулич, надевали чистую рубашку, как бы подчеркивая значимость процедуры. Счита­лось, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. Но приготовление пышного, высокого, кра­сивого и вкусного кулича — трудоемкое дело. Главные со­ставные части кулича — пшеничная мука высшего сорта, сливочное масло, молоко, яйца, сахарный песок, дрожжи и соль. Вкус кулича зависит от добавленных пряностей. В ку­лич кладут ванилин, шафран, кардамон, цедру лимона. Кла­дут также изюм, цукаты, орехи. Здесь все зависит от вкуса, материальных возможностей и кулинарного искусства. Верх кулича покрывают глазурью, иногда посыпают зерном, из­мельченными орехами или цукатами. При еде кулич раз­резают не вдоль, а поперек, причем верхушку сохраняют и покрывают ею оставшуюся часть кулича, чтобы он не за­сыхал и оставался нарядным.

Творожная пасха. В то время, когда Пасха отмечалась в каждой православной семье, трудно было представить праздничный стол без творожной пасхи, часто нескольких видов. Поэтому было множество кулинарных рецептов пасх, некоторые из которых приведены в книге. Многие рецепты трудны для воплощения в наше время, но даже со скромным набором продуктов можно приготовить пасху. Главный ком­понент пасхи — протертый творог, к которому добавляют сливочное масло, сметану или сливки, яйца и сахар. С учетом вкусов и возможностей в пасху кладут изюм, орехи, цукаты, сироп от варенья, лимонную цедру, корицу и т. д. Заварные пасхи, в отличие от сырых, проваривают, эти пасхи, не ски­сая, сохраняются дольше.

Творожные пасхи традиционно делали в виде четырех­гранной пирамиды, которая олицетворяла Голгофу — горную возвышенность в Иерусалиме, на которой распяли Иисуса Христа. Поэтому подготовленную пасху выкладывали в спе­циальную форму — пасочницу и оставляли в холодном месте на сутки, чтобы стекла сыворотка. Полузабытая ныне па­сочница представляет собой четыре деревянные (реже — ме­таллические) дощечки с резьбой на внутренней стороне, сим­волизирующей смысл праздника. На пасочнице вырезали буквы «ХВ» — «Христос Воскресе», стебли или цветы, рас­тущие из креста, цветочный орнамент, виноградные гроздья

—    все это отображало радость воскресения к новой жизни. На металлических пластинах вместо резьбы бцли штампо­ванные углубления. Будем надеяться, что деревянные или хотя бы металлические пасочницы перестанут быть редкостью.

 

 

 Они удобны, красивы, а символика их поучительна. Но если нет пасочницы, можно просто подвесить готовую пасху в марле на холоде, а потом выложить на тарелку.

Кулич и пасха нашли свое отражение в архитектуре. В Санкт-Петербурге есть церковь, храмовое здание которой круглой формы, а отдельно стоящая колокольня — в форме четырехгранной пирамиды, В народе эту церковь называют «Кулич и пасха».


       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.