магический ключ
магический ключ

учимся гадать ПОДРОБНО О КОРОЛЕВСКОМ ДВОРЕ КОЛОДЫ ТАРО

< Вернутся к "Таро"

 

ЦВЕТ В КАРТАХ ТАРО

Белый - состояние начала (как неисписанный лист) либо заверше­ние, излечение; духовный свет либо духовное начало.

Серый - бессознательное либо осознанное равнодушие, т.е. рав­нозначность либо отсутствие предрассудков.

Черный -  неизвестное, внутреннее земли или дела, "черный ящик", черная тень (анима), душевная тьма либо неизведанное.

Красный - сердце, душа, воля, жизненная сила.

Желтый - солнце, сознание, радость жизни; зависть, духовный разлад.

Синий - (открытое) небо/ пространство и (чистая) вода; духов­ность.

Зеленый - свежесть, молодость, незрелость, отсутствие опыта, многообещающий.

Коричневый - связанный с природой/ землей, коренной, вегета­тивный, приземленный.

Фиолетовый - познание границ; соединение синего и красного.

УЧИМСЯ ГАДАТЬ

Насколько точны  предсказания карт Таро?

Чем дальше вы пытаетесь заглянуть в будущее, тем больше вероятность ошибиться. Будущее никогда не бывает свершившимся фактом, и любое ваше действие — даже результат гадания на Таро — может изменить предполагаемый ход событий.

Просто помните, что Таро — это не загадочный всезнающий оракул, который может открыть вам неизбежную судьбу. Вы не обя­заны вверять свою судьбу ни в чьи руки, кроме своих собствен­ных, и не должны основывать серьезные решения только на том, что сказали карты. В конце концов, возможно, вы неверно ис­толковываете расклад, а ситуация, в которой вы находитесь, из­менится, даже если вы просто выберете другую стратегию или направление.

Относитесь к Таро как к другу и советнику, которому можно довериться. Но помните, что, как и астрология, карты Таро пред­полагают, но не располагают. выбор действий остается за вами.

Нужно ли обладать экстрасенсорными способностями, чтобы пользоваться картами Таро?

Нет. Вы можете толковать карты, основываясь исключительно на символах, изображенных на каждой из них.

Тем не менее, использование карт Таро, скорее всего, сделает вас более восприимчивыми. На самом деле, чем больше вы будете пользоваться картами, тем больше станете доверять своей интуи­ции. Все дело в том, что гадание на картах заставляет вас исполь­зовать интуицию, чтобы сосредоточиться на важных посланиях и символах.

Карты ненавязчиво помогают вам отключиться от обыденного и настроиться на метафизику.

Сама структура колоды Таро заставляет анализировать свои мысли и наблюдения, а также является канвой для работы интуи­ции. Карты Таро облегчают взаимодействие логичного левого по­лушария мозга с более креативным и интуитивным правым. Ваша рациональная сторона может сосредоточиться на номерах и на­званиях карт и воспользоваться значениями, традиционно ассо­циирующимися с ними. В то же время ваше интуитивное вос­приятие настраивается на нематериальное значение карт.

Как работают карты Таро?

Таро считают магическим и таинственным. Даже если вытягивать карты из колоды совершенно произвольным образом, часто ка­жется, что карты концентрируются на том, о чем вы думаете. По­хоже, что у каждого человека, который имеет дело с Таро, есть своя теория относительно того, как именно работают карты. Некоторые объяснения прагматичны. Некоторые научны. Иногда выдвигают­ся просто невероятные предположения.

Вот некоторые самые распространенные теории.

Карты Таро работают просто потому, что каждый в них находит что-то для себя. Большинство карт проиллюстрированы детали­зированными рисунками — это позволяет найти в них знаки, подходящие для любой ситуации. Когда карты выкладываются на стол, внимание людей приковывается к тем символам, которые наиболее важны для них. Таким образом, настоящая сила Таро заключается не в способности показывать знаки и предзнамено­вания, а в мыслях и действиях, которые возбуждают изображения на картах.

Карты Таро помогают добраться до информации, которая хра­нится в подсознании — обрывки разговоров, мимолетные вы­ражения лица, язык тела и физиологические реакции на коммен­тарии и изображения.

Некоторые люди считают, что Таро работает, поскольку является ключом к их экстрасенсорным способностям. Они используют карты в качестве инструмента, который проводит и направляет их интуитивные впечатления, а также подключается к каналу энергии, эмоций и коллективного опыта, объединяющего нас всех. Кажет­ся, карты Таро помогают их толкователям раскрыть свои экстра­сенсорные способности — даже тем, кто не считал себя особенно одаренным. Некоторые замечают, что изображения и символы на картах во время гадания словно мерцают и двигаются. Одни гово­рят, что во время гадания, когда они смотрят на карты, в голове возникают слова и фразы, другие — что карты для них служат про­водником информации, которую они считают впечатлениями или тем, что «чуют нутром».

Карты Таро представляют силы зла?

Нет. Карты Таро — это лишь кусочки бумаги. У них нет внутренних сил — ни хороших, ни плохих. Это просто инструмент, но, как и любой другой инструмент, его можно использовать для обшир­ного спектра целей.

Не секрет, что карты Таро использовались гадалками с нечистой совестью для того, чтобы напугать и сбить людей с толку. К со­жалению, это означает, что, когда вы начнете гадать на картах Таро для друзей или членов семьи, у вас могут возникнуть проблемы с тем, как они вас будут воспринимать. Также вам, возможно, при­дется защищаться от всевозможных «доброжелателей», которые будут испытывать религиозный страх за вашу бессмертную душу.

Многие люди, особенно воспитанные в христианских традици­ях, действительно считают, что карты Таро — это проявление зла. Они слышали о том, что Библия запрещает использование Таро. Некоторые даже называют Таро «дьявольской книгой с картинка­ми» и утверждают, что карты Таро используют сатанисты.

На самом деле во многих современных колодах используется большое количество религиозных изображений и символов, напри­мер распятие, голубь, оливковая ветвь, ангелы, жрецы и священни­ки. Это произошло из-за того, что Таро в основном разрабатывалось христианскими учеными и философами, которые, в свою очередь, основывались в своей работе на еще более ранних иудейских мифах. Представители же других религиозных течений перерисовывали изображения на картах Таро по-своему, чтобы отобразить свои духовные верования и практики. Но ни одна из колод Таро не исполь­зует рисунки, разработанные в недобрых целях.

Не упоминается же Таро в Библии потому, что карты эти были изобретены намного позже ее написания. Однако ученые пытались выяснить, разрешает ли Бог вообще делать предсказания.

Из некоторых библейских строк вытекает, что предсказание будущего является допустимым занятием. В Ветхом Завете Ио­сиф — прославившийся также своей разноцветной шубой — по­лучил высокий пост в Египте благодаря умению предсказывать судьбу. Он использовал серебряную чашу для гадания, схожего с гаданием на магическом кристалле, а также толковал сны. Имен­но он рассказал фараону о семи годах невероятных урожаев, за которыми последует семь лет страшного голода и засухи.

Многие люди, занимающиеся ворожбой, верят в то, что таким образом они соприкасаются с божественным. Для них гадание является своеобразной формой молитвы и медитации. Они верят в то, что Бог не открывал бы им информацию, которую не хотел бы вверять в их руки.

Но по-прежнему есть критики, которые считают, что ворожба противоречит Божьей воле. Они настаивают на том, что гадание не может быть молитвой, поскольку идет в обход «естественных» путей, которыми Господь доносит до нас свою волю. По их мнению, при помощи молитвы, Библии и посещения церкви можно найти ответ на любой вопрос. Они указывают на отрывок из Библии (Исаия 8:19), в котором говорится: «И когда скажут вам: обрати­тесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к сво­ему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?»На самом деле, и по сей день есть фундаменталистские церков­ные течения, которые приветствуют достижение религиозного экстаза — одной из форм пророчества. Библиомансия — открытие Библии на произвольных страницах в поисках совета — также является освященным веками способом ворожбы. Даже молитвы, которые обращаются к Богу за знаком или ответом на вопрос, можно рассматривать как способ гадания.

Может ли использование Таро открыть вас к влиянию злых сил?

Некоторые церковные лидеры считают, что предсказание будущего поощряет получение информации и знаний, которые являются за­крытыми или запрещенными, поскольку исходят от сверхъестествен­ных сил, например ангелов, демонов и мертвых. Также они считают, что гадание является занятием, в котором Бог нас не защищает, а открывает путь для злых духов и демонов, желающих обмануть и сбить с пути истинного доверчивых людей, а то и физически вселиться в них, чтобы творить зло в материальном мире.

Тем не менее, многие люди, занимающиеся ворожбой, ведут высокодуховный способ жизни. Они считают, что работают с Бо­жьего позволения, и молятся, прося наставить их и сохранить от зла в жизни и при гадании Таро.

Некоторые критики также считают, что ворожба отвлекает вни­мание гадающих от Бога и заставляет их довериться неживым объектам. Здесь они в чем-то правы. Желание проконсультиро­ваться с картами Таро даже по самым мелким житейским вопросам может стать большим искушением. В самых сложных случаях увле­чение Таро может стать манией и одержимостью. Однако суще­ствует огромная разница между тем, когда утром вы вытаскиваете из колоды одну-единственную карту, чтобы лучше настроиться на грядущий день, и тем, когда вы раскладываете полный «Кельтский крест», чтобы узнать, стоит ли сегодня идти в супермаркет.

Итак, если вы будете использовать карты сознательно, с надеждой и добрыми намерениями, вы обязательно получите хорошие результаты.

СТРУКТУРА КОЛОДЫ

Некоторые люди тратят годы на то, чтобы выучить значения 78 карт, тщательно изучают символы и знаки на каждой карте и пытаются расшифровать тайные значения, заложенные в каж­дой колоде.

Однако совсем необязательно тратить бессчетное количество часов на изучение карт, прежде чем начать толковать их. Главное — понять структуру колоды.

Старшие арканы — карты с большими изображениями. На них представлены монументальные, значительные события и проис­шествия, например: начало большой любви, рождение ребенка, переход на новую работу или переезд. Поскольку перемены, кото­рые предвещают карты старших арканов, очень значительны, мо­жет показаться, что они нам неподвластны.

Младшие же арканы — карты повседневной жизни. Они изо­бражают такие обыкновенные вещи, как танцы, трапезу или сон. Младшие арканы разделены на четыре масти, как и колода обык­новенных игральных карт. Каждая масть (десять пронумерованных карт и четыре дворцовые карты) представляет свою сферу жизни: духовную, эмоциональную, интеллектуальную или физическую. На самом деле, карты младших арканов не менее важны, чем кар­ты старших арканов, ведь они показывают все эти большие собы­тия в масштабах повседневной жизни.

Старшие арканы

Карты старших арканов, скорее всего, уже встречались вам в кино и в телевизионных передачах. Эти карты также запоминаются большинству людей, которым когда-либо гадали на картах Таро.

Так происходит из-за того, что старшие арканы исполнены силы и перемен. На них изображены предметы и персонажи, которые кажутся нам невероятно значительными. И они известны всем, даже тем, кто никогда до этого не видел Таро.

Персонажи, изображенные на картах старших арканов, — это архетипы, т. е. космические стереотипы, несопоставимые с поня­тиями пространства и времени. К ним относятся герои древних мифов и легенд. В наши дни они — главные персонажи фильмов, телепередач, спектаклей и книг. Художники, писатели и музыкан­ты постоянно подключаются к ресурсам коллективного бессозна­тельного за вдохновением и объяснением человеческих поступков. Юнг считал, что все символы, мифы и архетипы, которые регуляр­но присутствуют в наших снах, мифологии и фольклоре, проис­ходят из одного источника. Этим-то и объясняется, почему так много людей и народов имеют похожие легенды, а также исполь­зуют одинаковые символы, независимо от времени и места.

К архетипам старших арканов относятся:

1)   Дурак — счастливый путник, смотрящий на мир глазами ребенка;

2)   Маг — опытный и хитрый повелитель всего, что входит в сферу его интересов:

3)   Верховная Жрица — загадочная хранительница духовных се­кретов;

4)   Императрица — Мать Природа, источник создания;

5)   Император — властный защитник и кормилец, управляющий цивилизованным миром;

6)   Иерофант — глава церковной иерархии, хранитель религиозных и культурных традиций;

7)   Любовники — воплощение двойственных принципов противо- поставления и притяжения:

8)   Колесница — средство для движения вперед, к переменам;

9)   Сила — прекрасная леди с сердцем льва;

10) Отшельник — затворник, который не может освободиться от своих последователей;

11)  Колесо Фортуны — вращающееся Колесо Судьбы и рока;

1)     Правосудие — судья последней инстанции с обоюдоострым мечом;

2)     Повешенный — прорицатель, жертвующий одной жизнью ради обретения другой;

3)     Смерть — зловещий всадник, искореняющий все, что не может дальше жить:

4)      Умеренность — архангел сдержанности:

5)      Дьявол — темная сторона нашей жизни;

6)      Башня — сильный прорыв ранее сдерживаемой энергии и идей;

7)     Звезда — жизнерадостный дух, дающий надежду, вдохновение, освещающий путь;

19) Луна — изменчивое зеркальное отражение жизни на Земле;

20)   Солнце — источник тепла, света и жизни на Земле;

21)   Сулный День — призыв к благоразумию:

22)   Мир — бесконечный круговой танец, круговорот жизни.

Карты старших арканов изображают значительные события,изменяющие жизнь. Хотя мы обычно относим их к космическим тайнам, они не являются неразрешимыми загадками — в некото­ром смысле каждая из этих карт представляет собой жизненный урок, который может прояснить эти тайны. На символическом уровне карты старших арканов являются также наставниками, учителями и проводниками — в них находится ключ к пониманию, и они помогают нам пройти сквозь все вехи пути.

Значительные символы. Выбор сегнификатора

Многие начинают расклад Таро после определения главной кар­ты — карты, символизирующей вопрос или сложившуюся ситуа­цию. Большинство тарологов вытягивают эту карту до того, как перетасовать и разложить оставшуюся колоду.

Иногда выбор очевиден. Например, карта Правосудие является естественным символом раскладов, которые делаются для про­яснения ситуаций, связанных с судебными делами. В иных случа­ях, возможно, предпочтительнее выбрать более неоднозначную карту, например карту Дурака, которая может означать любого мужчину, женщину или ребенка на любом этапе жизни.

Вы можете позволить себе выбрать карту-символ (карту-знак) интуитивно. Для этого просто возьмите колоду в руки или раз­ложите карты перед собой на столе рубашкой вверх. Не глядя на карты, выберите ту, которая «зовет» вас.

Либо позвольте выбрать карту-символ самой колоде — для этого просто перетасуйте карты, первая карта и будет этим сим­волом. Затем начинайте гадание как обычно.

Исторически тарологи использовали в качестве карт-символов дворцовые карты. Пажи представляли собой детей, рыцари — мо- лодых людей, короли и королевы — зрелых мужчин и Выбирая дворцовые карты, тарологи основывались и на внешно­сти изображенных персонажей, соотнося их с внешностью чело­века, которому гадали.

Когда расклад невозможно истолковать

К сожалению, истолковать карты не всегда легко, и это происходит по нескольким причинам. Иногда вопрос может быть слишком нечетким. Иногда вы задаете вопрос, основанный на своем по­нимании ситуации, а позже оказывается, что ситуация была совсем иной. А иногда ответа на ваш вопрос просто нет — вам остается только ждать, пока события прояснятся.

Существует еще несколько причин, по которым даже опытные, профессиональные тарологи не могут истолковать расклад. Среди таких причин можно выделить следующие:

♦ вы задали недостаточно четкий вопрос;

♦ вы задавали один и тот же вопрос слишком много раз;

♦ вы не должны знать ответ на этот вопрос;

♦ ответа не существует, поскольку события еще развиваются;

♦ карты пытаются рассказать вам о чем-то болееважном. Быть может, вы зададите вопрос, относящийся к вашЯкарьере, а по­лучите ответ, который больше подходит для любовной сферы. В любом случае вам следует обратить на это внимание;

♦ вы отвлекаетесь (не можете сосредоточиться);

♦ вы принимаете вопрос слишком близко к сердцу, и карты по­казывают бессмыслицу, чтобы отвлечь вас;

♦ карты показывают ответы на вопросы кого-то из присутствую­щих в комнате. Удалитесь туда, где нет людей, перетасуйте ко­лоду и попробуйте еще раз;

♦ сейчас неподходящий момент для данного гадания. Может быть, в будущем этот расклад станет предельно понятен. Если даже вы начнете рассказывать бездетной женщине о ее детях или незамужней — о несуществующем муже, попросите их запом­нить эту информацию, поскольку то, что кажется сейчас бес­смыслицей, в дальнейшем станет понятным.

Карты редко ошибаются, а вот истолковать их можно неверно. Даже опытные тарологи иногда бывают в замешательстве.

♦ Если значение карт непонятно с первого раза, попытайтесь перефразировать вопрос и задайте его снова. Вопрос должен быть максимально конкретным.

♦ Вы можете также сузить фокус своего гадания. Попытайтесь гадать, вытягивая из колоды одну карту в качестве ответа на вопрос, просите, чтобы появилась именно та единственная кар­та, которая поможет вам узнать нужную информацию.

•    Просите не карту-ответ, а карту-совет.

•    Измените временные рамки ответа.

•    Поверх всех неясных карт вытащите по одной или две поясняю­щие карты.

•    Если ничего из вышеперечисленного не помогает, попытайтесь повторить гадание в другой день либо, если ответ может подо­ждать, через одну-две недели.

Интересные упражнения для начинающих тарологов

 Подсказка. Перед началом гадания вытяните одну карту, чтобы уви­деть, в каком ключе пройдет гадание. Когда вы перетасуете и разло­жите карты, можете также посмотреть карту, находящуюся в самом низу колоды, чтобы узнать секрет, относящийся к этому раскладу.

Кто там? Возможно, вы слышали о том, как некоторые специали­сты советуют тренировать свое шестое чувство, угадывая, кто звонит по телефону. То же самое можно попробовать и с Таро. Перетасуйте колоду и попытайтесь определить, какая карта оказалась наверху. Если попытка угадать карту из целой колоды пока еще слишком сложна для вас, попытайтесь угадать, относится эта карта к старшим или младшим арканам. Вы также можете работать с ними отдельно. Если вы работаете со старшими арканами, ваши шансы угадать — 1 из 22. Также вы можете попробовать угадать, мужчина или женщина изображены на карте, либо сказать, какие цвета доминируют в карте.

Игры в телепатию. Попросите друга выбрать одну карту из колоды. Не произнося название карты вслух, друг должен попы­таться передать вам ее название мысленно. Либо попросите друга сконцентрироваться на изображении или фрагменте изображе­ния — например, на лице или дереве, а вы в это время сконцентри­руйте внимание на друге. Держите под рукой чистый лист бума­ги — рисуйте на нем то, что приходит в голову.

Угадалки. Вытащите наугад одну карту и, не глядя, положите ее на стол рубашкой вверх. Вы можете держать руку над картой или положить ее на карту сверху. Запишите свои впечатления.

До и после. Выберите карту, которая, как вам кажется, иллю­стрирует текущую ситуацию в вашей жизни. Произвольно вытя­ните карту, которая привела к данным событиям, и карту, которая покажет, как события будут развиваться дальше. Все три карты объедините в связное повествование.

Станьте картой. Представьте себя персонажем на карте. Что бы вы сделали на месте персонажа?

Попросите совета. Расслабьтесь и сделайте глубокий вдох.

Представьте, что границы карты — это дверной проем. Представь­те, как через эту дверь вы проходите в середину карты. Подойдите к персонажам и попросите у них совет. Поговорите с главным ге­роем карты. Вы можете мысленно представить диалог или запи­сать ваши вопросы и ждать ответа. Скорее всего, вас удивит то, что вы услышите.

Сны. Установите новые связи между сознательным и бессозна­тельным, используя карты Таро для того, чтобы проиллюстриро­вать сны, которые вам снятся.

Индикаторы настроения. Когда вы гадаете друзьям или членам семьи, попробуйте выбрать карту-знак, основываясь на их на­строении.

Таро для богатых и знаменитых. Делайте расклады о знамени­тых людях или событиях в мире.

Биография. Отыщите карты, которые проиллюстрируют начало определенной ситуации в вашей жизни, ее середину и то, какова она на данный момент.

Чем больше вы будете взаимодействовать с картами, тем лучше вы поймете, какое значение имеет для вас каждая карта.

Задавайте точный вопрос. Самый простой способ узнать вре­мя, когда разыграются определенные события, — включить в во­прос гадания временные рамки. Просто спросите карты, чего вам ждать через неделю, месяц или год.

Язык изображений. Вы можете найти символы, указывающие время в самих картах. Круг солнца, например, может указывать на годичный срок столько времени у Земли занимает полный 

обо­рот вокруг Солнца. Полная луна намекает на то, что событие произойдет в течение месяца — такова длина всех четырех фаз лун­ного цикла или время перехода из одного знака зодиака в другой.

Изображение любой из фаз луны может помочь вам определить время события в рамках месяца. Полную луну вы узнаете, а полумесяц, который своими рожками смотрит вправо, — убывающая луна.

В поисках символов времени на картах вы можете заметить сюжеты, которые соотносятся с временами года: цветочные буто- ны характерны для весны, а листопад — для осени. Также вы мо­жете увидеть знаки, которые напомнят вам о приближающихся праздниках, юбилеях, каких-то важных для вас датах.

Игра в числа. Если вы хотите узнать, когда случиться то или иное событие, можете к своему раскладу добавить карту, показы­вающую время, и ее число использовать как временной индикатор.

Заранее решите, как вы будете толковать ту или иную карту во временном контексте. Шестой Аркан няпрмую можрт означать шесть дней, недель, месяцев или лет.

КАКИЕ КАРТЫ НАЗЫВАЮТ ПРИДВОРНЫМИ?


Королевский двор

Колода Таро состоит из семидесяти восьми карт, подразделяющихся на три основные группы: -~ двадцать два козыря, или Старших аркана, сорок числовых карт четырех мастей от туза до десят­ки и шестнадцать придворных карт — обычно королей, королем, рыцарей и пажей, тоже четырех мастей. Эта книга посвящена ин­терпретации придворных карт в гадательных раскладах для себя и других, а также их использованию для самопознания и личной работы.

Само по себе гадание можно определить как распознавание пу­тей и способов установления гармонических отношений со скры­тыми силами природы или со структурой Вселенной при помощи символического языка карт. Оно ведет к самопознанию и понима­нию других людей, осознанию судьбы как личностного фактора, а также постижению алхимического процесса, посредством которо­го мы претворяем ее в реальность. Придворные карты описывают шестнадцать характеров, или типов личности, представляющих собой различные аспекты нашего «я» или «я» другого человека, и служат внутренними учителями, поскольку являются проекциями наших неосознанных качеств; они могут также отражать события, этапы, процессы и самый широкий спектр умений и навыков. При­дворные карты подразделяются на четыре масти: Жезлы, Кубки, Мечи и Пантакли, некоторым образом соответствующие четырем стихиям: огню, воде, воздуху и земле.

На этих картах традиционно изображают фигуры средневеко­вого королевского двора. Однако в последние годы художники не­редко пытались отойти от придворных иерархических структур и предложить взамен альтернативные образы, ассоциирующиеся, например, с семьей, племенной жизнью или животным царством. Придворные карты, пожалуй, наиболее подвержены переменам, поэтому установить набор стандартных интерпретаций, пригод­ных для любой колоды, оказывается просто невозможным. Поми­мо стремления ниспровергнуть придворную иерархию, многие создатели колод пытаются отойти и от гендерных, возрастных и даже расовых стереотипов, присущих культурному контексту «белой» Европы. В некоторых колодах масти описывают четыре разных географических региона, их расы и культуры — эту кон­цепцию ввел в практику в XVIII веке французский оккультист Антуан Кур де Жеблен, — в то время как в других они изобража­ют стихийные силы и соответствующих им аллегорических су­ществ. Названия карт тоже претерпели множество изменений: королевы, например, превращались в дам, матриархов, матерей, женщин, жриц, богинь, наставниц, сивилл, возлюбленных, дары и даже тайные ложи.

Мы попытаемся привести примеры придворных карт из разных колод, отдавая все же предпочтение традиционным европейским колодам, а также тем, идеи и образный ряд которых почерпнуты из системы Таро Герметического ордена Золотой Зари, включающей колоды Уэйта—Смит (известной также как Райдера—Уэйта) и Таро Тота Алистера Кроули.

Придворные карты обычно считаются самой трудной частью колоды в плане толкования и интерпретации. На самом деле по­знакомиться с ними — это почти то же самое, что познакомиться с людьми: все начинается с плоских, двухмерных фигурок, обла­дающих только простейшим набором поверхностных свойств, ко­торые постепенно превращаются в богатых и сложных личностей с собственной судьбой и своим индивидуальным стилем поведе­ния.

В основном придворные карты действительно интерпретиру­ются как люди определэнного возраста, обладающие качествам и соответствующей масти и находящиеся на той или иной ступе! I и семейной иерархии. Некоторые тарологи добавляют к этому опи­санию еще астрологический знак, цвет волос и пол. Если карта выпала в прямом положении, то человек, которого она символи­зирует, имеет добрые намерения по отношению к кверенту; если в перевернутом — он замышляет зло. В реальном раскладе по­добные описания, увы, далеко не исчерпывают всего потенциала придворных карт. Случается, что ни один человек из окружения кверента не соответствует этому портрету, а иногда, наоборот, по­хожих оказывается слишком много. Вот и думайте, кого бы мог означать этот темноволосый неженатый молодой Рыцарь Пантаклей, родившийся под знаком Тельца и готовящийся скоро встать у вас на пути (вторая позиция расклада «Кельтский крест»? Ло­гика подсказывает, что это кто-то из коллег по работе, которого вполне устраивает ваша должность. Но что делать, если, напри­мер, пятидесятипятилетняя бизнес-леди, бездетная и озабочен­ная в основном карьерой, получает в качестве сигнификатора си­туации Пажа Кубков? Если в ее окружении не найдется никого, соответствующего этой карте, остается обратиться к традиции, которая толкует пажей еще и как послания, а поскольку в данном раскладе выпал паж масти Кубков, то послание со всей очевидно­стью должно быть любовным. Что делать бедному тарологу, ёсл и и это значение не подходит? В этой книге он найдет много разных возможностей толкования.

Как уже упоминалось ранее, придворные карты всегда говорит нам о нас самих, но могут представлять и других людей, процессы и события. В перевернутом положении они могут намекать на за­блокированные энергии и зарытые в землю таланты.

 

ВАШ ПЕРВЫЙ СИГНИФИКАТОР

В гадании придворные карты очень часто используются в качест­ве сигнификаторов. Сигнификатор — это карта, которая в раскла­де представляет кверента, то есть человека, который задает вопрос и для которого делается расклад. Сигнификатор можно выбирать множеством разных способов. О них мы расскажем в главе первой. А сейчас у вас есть возможность выбрать сигнификатор интуитив­но, не обращая внимания на правила, с которыми вы познакоми­тесь позднее. Так вы сможете сравнить свои первые впечатления от карт с результатами позднейших наработок. Возьмите свою ко­лоду, отберите из нее шестнадцать придворных карт и выложите их перед собой лицом вверх. Забудьте все, что вы о них знаете, и просто посмотрите на картинки.

1.  Сразу исключите карты, которые меньше всего похожи на вас. Их должна оказаться, как минимум, половина. Отложите эти кар­ты в сторону.

Чересчур мечтательный? Слишком консервативный? Интересует­ся не тем, чем следует?

 

3.  Посмотрите на оставшиеся карты: нет ли среди них такой, ко­торая определенно похожа на вас? Если нет, берите их попарно и каждый раз выбирайте ту связь с которой вы чувствуете силы гее или в которой в большей степени видите себя. Затем сравнивайте» выбранную карту с одной новой и так далее, пока у вас не останет­ся одна карта. Это и будет ваш сигнификатор.

 

4. Из всех отвергнутых в процессе работы карт выберите ту, кото­рая наименее похожа на вас. Ее можно считать вашей Немезидой, поскольку она представляет в основном те черты, которые вам от природы не даны.

 

  1. В своем дневнике запишите качества, которые делают нас наиболее похожим на вашего сигнификатора. Опишите также, по­чему и в чем «Немезида» на вас не похожа. Чтобы лучше понять эту карту, представьте себе, что вы соревнуетесь или конкурируе­те с этим человеком на его территории. Он — непобедимый со* перник, у которого просто невозможно выиграть. Если какие-то другие карты четко выражают те или иные заслуживающие вни­мания аспекты вашей личности, опишите и их тоже. Непременно поставьте дату.

 

К этим «первым впечатлениям» будет очень интересно вернуть­ся, когда вы более глубоко изучите придворные карты.

В процессе чтения этой книги вы наладите «личные» отношения с картами королевского двора Таро. Мы надеемся, что по его окон­чании вы лучше узнаете и оцените огромное разнообразие челове­ческих личностей и станете с пониманием и состраданием восп ри­нимать разные побудительные мотивы — как собственные, так и других людей. Мы постарались использовать различные традиции в интерпретации, как трамплин для воображения, и сделать изуче­ние придворных карт более похожим на Творческую игру и увлекательное исследование личных реакций на карты, чем на педантич­ное зазубривание стандартных систем и устоявшихся толкований. Задача этой книги — сделать так, чтобы придворные карты стали для вас живыми и вы ближе познакомились с ними и теми человече­скими качествами, которые они представляют.

Многоликий королевский двор

Иногда используют игральную тер­минологию, в которой придворные карты тоже име­нуются «козырями», или «картинками». В Англии XVII века их еще называли «плащами» из-за изысканных плащей и вообще нарядов, в которые были одеты изображенные на них персонажи. Некоторые со­временные авторы колод называют их просто «человеческими карта­ми». Во Франции и Италии это — «фигуры», или «фигурные карты». Как бы там ни было, а традиционно придворные карты Таро представ­ляют четыре разные ступени власти в четырех разных мастях, стихиях или же королевствах. А поскольку у них обычно четко выписанные вы­разительные лица, обращенные либо анфас, либо в профиль, их выра­жение и направление взгляда тоже могут играть существенную роль при интерпретации.

Существует множество способов интерпретации придворных карт. Определение того, какой из них следует применить в каждом: конкретном случае, — один из важнейших профессиональных на­выков таролога. Большая часть нашей книги как раз и посвящена этим методикам. Часто при толковании одного расклада приходит­ся применять одновременно несколько подходов, так что рекомен­дуем вам обзавестись полезной привычкой сразу продумывать Имеющиеся возможности.

Итак, выпавшая в раскладе придворная карта может означать:

—   конкретного человека, определяемого по физическим харак­теристикам, профессии или роли, которую он играет в исследуе­мой ситуации (так, Королева Мечей может, к примеру, означать объективную дипломатичную женщину, оказавшуюся в роли со­ветчицы или посредника);

—   один из аспектов вашей собственной личности, образ дейст­вий или отношение к рассматриваемому вопросу, а также роль, ко­торую вы играете (Рыцарь Жезлов может означать, скажем, вашу порывистостьгимпульсивность);

—   отношения между кверентом и другим человеком (Паж Пентаклей финансово зависит от короля своей масти и, таким образом, может означать зависимость в личных взаимоотношениях);

—  присутствующую в данный момент в вашей жизни духовную или психологическую тенденцию (Рыцаря Кубков можно интер­претировать как переизбыток эмоциональной энергии, ведущий к волнению и романтическим ожиданиям);

—   событие или ситуацию (Паж Мечей указывает на послание или некое известие, связанное с бизнесом или юриспруденцией).

Подобные интерпретации придворных карт мы подробно обсу­дим в последующих главах этой книги. Но бывают и другие. Спектр возможностей в данном случае невероятно широк, так как на про­тяжении веков придворные карты интерпретировались самыми разными способами. Здесь же мы делаем акцент именно на теме личности — как вашей, так и любого другого человека.

МАСТЬ И РАНГ

Очень важно познакомиться с основными характеристиками придворных карт, к которым мы будем обращаться на протяжении и всей книги. Карты Младших арканов подразделяются на четыре масти, обычно соответствующие четырем стихиям, а придворные карты, в свою очередь, еще и на четыре ранга, первоначально ука­зывавших на их положение в обществе. Таким образом, в резуль­тате получается шестнадцать придворных карт. Следует сразу же отметить, что названия, соответствия и характеристики мастей и рангов очень сильно разнятся от колоды к колоде. Так, в некоторы к колодах, особенно так или иначе ориентированных на язычество, Жезлы ассоциируются со стихией воздуха, в то время как Мечи представляют огонь. В Египетском Таро Братства света Монеты (Пантакли) представляют воздух, Жезлы — землю, а Мечи — огонь. Есть даже ряд очень редких ко­лод, в которых Кубки — это воздух, а Мечи — вода. В нашей кии го используется более привычная система, в которой Мечи, по умолча­нию, — воздух, а Жезлы — огонь. Однако эта система не является ни лучшей, ни единственной. Чувствуйте себя совершенно свобод­но и выбирайте ту систему стихийных соответствий, которая нам больше нравится.

Масти (стихии)

 

ЖЕЗЛЫ (ОГОНЬ)

Масть Жезлов называют также палками, посохами, прутьями, скипетрами, булавами и трефами. Стихия этой масти — огонь; она представляет стремление к росту и с^бычно обозначает вдохнове­ние, благодаря которому сбываются мечты; желание, пролагающои путь; надежды и чаяния на будущее, питающие практические дей­ствия. Жезлы показывают цель, стоящую за каждым действием, и дают оценку, в основном, смысла поступков или событий, мало внимания обращая на форму. Они стремятся к расширению созна­ния, воспламеняя все вокруг свойственным им энтузиазмом. Получив в раскладе карту масти Жезлов, спросите себя: что питает мои интересы? Может быть, у меня есть сильное желание сделать что-то? Или я чувствую себя выжженным дотла? А может быть, я охвачен гневом и яростью? Или что-то жжет меня изнутри и вот-вот вырвется наружу, словно извержение вулкана?

 

В целом жезлы означают:

 

—  проекты;

 

—  энергию;

 

—  дух;

 

—  творчество;

 

—  желание;

 

—  действие;

 

—  инновации;

 

—  поступки;

 

—  вдохновение;

 

—  инициацию;

 

—  страсть;

 

—  движение;

 

—  риск;

 

—  внутренний рост;

 

—  диссертации и дипломы;

 

—  энтузиазм;

 

—  восприятие;

 

—  оптимизм.

 

КУБКИ (ВОДА)

Масть Кубков известна также как чаши, сосуды или червы. Сти­хия этой масти — вода, принимающая форму своего вместилища. Поэтому люди, которых символизирует эта масть, милы и привле­кательны, но рассеянны и несколько аморфны. Они плывут по те­чению и стремятся к слиянию и поглощению другими. Они получа­ют импульс от огненных жезлов и с готовностью отвечают на него. Масть Кубков представляет любовь, личные отношения и вообра­жение, ощущение контакта и заботу. Кубки помогают человеку от­крыть для себя свои глубинные чувства и ощутили связь с другими людьми. Любой выбор на этом уровне кажется инстинктивным и интуитивным.Если в раскладе вам выпадает карта этой масти, задумайтесь, по плывете ли вы по течению, отдавшись на волю потока и позволяя ему нести вас, куда ему вздумается? Какие эмоции захлестывают вас или даже грозят утопить? Есть ли у вас контакт с глубинам и собственной души? Может быть, вы чувствуете себя опустошен­ным? Где же, в конце концов, ваша чашка чая? Что несет вам река жизни?

 

Кубки в целом означают:

 

—  чувства;

 

—  эмоции;

 

—  воображение;

 

—  романтическую любовь;

 

—  восприимчивость;

 

—  рефлексию;

 

—  сердце;

 

—  настроения;

 

—  интуицию;

 

—  сны и мечты;

 

—  размышления;

 

—  сдержанность;

 

—  личные взаимоотношения;

 

—  бессознательное;

 

—  психические силы;

 

—  визуализацию;

 

—  внутренние процессы;

 

— настроения, рождающие непродуманные поступки: «либо пан, либо пропал».

 

МЕЧИ (ВОЗДУХ)

Масть Мечей известна также как клинки, кристаллы, перья, об­лака или пики. Ее стихия — воздух; она представляет интеллект, рациональность, логику, анализ и действия, окрашенные этими ка­чествами. Мечи препарируют первоначальную идею: они думают о ней, говорят о ней, сражаются с ней, организуют ее и безжалостно отсекают все, что не относится прямо к делу. Они оперируют исклю­чительно разумом и логикой. Их методы нередко причиняют дру­гим боль и страдания, ибо все, что не в силах выдержать слепящий: свет истины, они без колебаний выбраковывают и уничтожают. В то же самое время мечи представляют обмен и развитие идей. А следовательно, поддерживают коммуникацию. Люди, которых представляет эта масть, умеют видеть сразу все стороны рассмат­риваемого предмета, тщательно взвешивать их и формулировать ясное и обоснованное мнение. Получив в раскладе карту Мечей, задайтесь вопросом: в чем смысл происходящего? Кого или что вы пытаетесь отсечь и выбро­сить из своей жизни? Не слишком ли у вас острый язык? Какие об­лака мешают вам видеть небо? Как можно очистить окружающую атмосферу? Не сражаетесь ли вы с ветряными мельницами?

 

В целом мечи означают:

 

—  конфликты;

 

—  критику;

 

—  стратегию;

 

—  борьбу;

 

—  решения;

 

—  разум;

 

—  мышление;

 

—  анализ;

 

—  планы;

 

—  проницательность;

 

—  понимание;

 

—  разрешение проблеем;

 

—  закон и порядок;

 

—  ум и хитрость;

 

—  коммуникацию;

 

—  дискуссии;

 

—  ментальные процессы;

 

—  выработка стратегии.

 

ПАНТАКЛИ (ЗЕМЛЯ)

Масть Пантаклей известна также как монеты, диски, камни, блю­да или бубны. Ее стихия — земля; она представляет плоды трудов, результаты взаимоотношений с остальными четырьмя мастями. В то же время Пантакли в буквальном смысле слова есть земля, из которой произрастают новые идеи. Пантакли дают чувство защи- гценности, ибо символизируют дом, деньги, традиции, контроль и силу — все то, что мы так ценим и получаем в награду за сделанную работу. Они помогают нам ценить форму и собственное тело. С и х помощью мы пытаемся обрести власть над материей — либо через ручной труд и мастерство, либо через знание того, как следует вы­полнять ту или иную работу, как должны работать различные ме­ханизмы.Получив в раскладе карту этой масти, задумайтесь: что держит вас, привязывает к земле? Может быть, к вам относятся как к гря­зи, или, наоборот, как к соли земли? Не скрыт ли в пыли бриллиант, как его отыскать? Что в вашей жизни незыблемо, как скала? Что вас сдерживает? Как преодолеть свою косность?

Пантакли в целом означают:

 

—  навыки;

 

—  ценности;

 

—  традиции;

 

—  чувственные ощущения;

 

—  актуализацию;

 

—  проявление на материальном плане;

 

—  стоимость;

 

—  материальное;

 

—  безопасность;

 

—  результаты;

 

—  плоды трудов;

 

—  искусную работу;

 

—  приземленность;

 

—  сосредоточенность;

 

—  здоровье и физическую культуру;

 

—  физический план, материальное тело;

 

—  деньги и экономику;

 

—  вознаграждение за достижения.

Ранги

Разница в рангах от колоды к колоде впечатляет еще больше, чем разница в мастях. Стандартные обозначения, которыми мы будем пользоваться в той книге, это король, королева, рыцарь и паж.

КОРОЛИ

Король воплощает зрелую мужскую энергию, или ян. Он обла­дает внешней, публичной властью и полнотой компетентности в своей сфере. Это авторитетная фигура, командир, руководитель, исполнитель, человек, привыкший к уважению и послушанию. Он принимает решения и ставит задачи другим. Он во многом похож на Императора Старших арканов с той разницей, что его власть и полномочия ограничены сферой соответствующей масти.Если в раскладе вам выпадает король, спросите себя: как у вас обстоят дела с властью, контролем, зрелостью или внутренней це­лостностью? Достаточно ли вы компетентны в своей области? Не много ли на себя берете? Хорошо ли справляетесь с делами?

В целом короли означают:

—  мастерство;

 

—  авторитет;

 

—  компетентность;

 

—  уважение;

 

—  власть и лидерство;

 

—  принятие решений.

 

КОРОЛЕВЫ

Королева представляет зрелую женскую энергию, или инь. Она обладает внутренней властью в своей сфере; в сфере ее компетен­ции находятся отношения между людьми. Она руководит с помо­щью убеждения, интуиции, окружая заботой и ободряя других. Она — одна из граней Императрицы, проявляющая ее потенциал понимания и творчества через энергию своей масти.Получив в раскладе королеву, задумайтесь о том, как вы помогае­те раскрыться глубинным, спящим свойствам своей и чужой при­роды? Способны ли на тонкие ощущения, на заботу и нежность? Чему вы помогаете проявиться в мире?

Королевы обычно означают:

—  понимание;

 

—  наставничество;

 

—  творчество;

 

—  убеждение;

 

—  заботу;

 

—  интуицию;

 

—  коммуникацию;

 

—  эмоциональное осознание;

 

—  руководство через согласие.

 

РЫЦАРИ

Рыцарь — это молодая мужская энергия, или ян. Ему не хвата­ет чувства перспективы, которой обладает король, но он компенси­рует это кипучей энергией. Он может быть слишком прямолиней­ным и всегда стремится к переменам, чаще всего революционного толка. Это дерзновенный искатель приключений, любящий риск романтик и идеалист. Его суть — в движении. Он с полной самоот­дачей постигает уроки своей масти, каким бы экстремальным ни оказался этот опыт.Если в раскладе вам выпал рыцарь, спросите себя: каковы ваш и идеалы? Чего вы добиваетесь? Каковы ваши цели и какова цена за их достижение? Знаете ли вы, чего хотите? Насколько вы безжало­стны? Насколько сосредоточенны?

В целом рыцари означают:

—  энергию;

 

—  намерение;

 

—  идеализм;

 

—  страсть;

 

—  сосредоточенность;

 

—  жизненную силу;

 

—  движение к цели;

 

—  целеустремленность;

 

—  жажду жизни.

 

ПАЖИ

Пажи представляют энергию инь, то есть женскую или детскую энергию. Они открыты, любознательны, невинны, готовы учиться и расти. Паж любит жизнь и принимает ее. Он полностью погру­жен в сущность своей масти и живет ее жизнью, не испытывая трудностей и не заботясь ни о чем. Паж может также представлять нового в вашей жизни человека, доставлять послания и приносить новые возможности.Когда в раскладе вам выпадает паж, задумайтесь о том, готовы ли вы получить его послание? Достаточно ли вы любознательны? Открыты ли своим мечтам?

Пажи обычно означают:

—  любознательность;

 

—  открытость;

 

—  новое;

 

—  надежду;

 

—  веру и доверие;

 

—  рост;

 

—  невинность;

 

—  начинания;

 

—  учение, ученичество.

ЛИКИ КОРОЛЕВСКОГО ДВОРА

С самого начала истории Таро авторы колод по-разному пред­ставляли себе придворные карты, использовали для них разные названия и варьировали пол, возраст и социальное положение пер­сонажей. Современные художники тоже больше всего эксперимен­тируют именно с этой частью колоды.Две самые распространенные системы придворных карт, кото­рые можно проследить на примере колод Уэйта—Смит (отражаю­щей традицию раннего Марсельского Таро и других исторических колод) и Таро Тота Кроули—Харрис, будут подробно рассматривать­ся в следующей главе. Обе эти системы оказали огромное влияние на современные нам колоды.

Таро Мира матери 

созданное Вики Нобл и Карен Фогель, стало первой колодой, предложившей принципи­ально новые придворные карты. Они называются шаман, жрица, сын и дочь. Шаманы представляют власть и опыт. Они обладают контролем над свойствами масти. Жрицы работают, прислушива­ясь к велению своего сердца. Они принимают и направляют энер­гии и силы, предусмотренные мастью, и символизируют жизнь как священное начало. Сыновья несут легкость и игривость. Их сфера — слово и анализ. Они сосредоточенны и целеустремленны; представляют человеческое эго. Дочери юны и полны энтузиазма, они олицетворяют внутреннего ребенка, скрытого в каждом из нас. Они познают мир через ощущения, у них холистическое мыш­ление.

Таро Путешественника  Джима Уонлесса и Кена Кнутсона

содержит карты мудрец, ребенок, мужчина и жен­щина. Это подчеркивает сразу две великие дихотомии: мужское и женское начало, с одной стороны, и молодой и старый возраст — с другой. Эти карты образуют структуру, названную Уонлессом «се­мейством образов», которая работает как на внутреннем, так и на внешнем уровне. На внутреннем они символизируют уровни вла­дения собой; на внешнем — учителей или модели успеха и труд­ностей. Мудрец говорит о мудрости, сумме знаний, опыте и ком­петентности, являющейся его результатом. Ребенок означает рост и обучение, исследование окружающего мира, спонтанность, о т­крытость и любопытство. Женщина, или мать, восприимчива и эмоциональна. Она ориентирована на интроспекцию и самоосоз- нание, чувствительна, заботлива и думает о других. Мужчина, он же отец, по природе своей революционен. Он ориентирован вовне, его интересуют действия и достижение цели. Он ищет перемен и стремится трансформировать реальность.

 

Таро Мирового Духа

Лорен О’Лири и Джессики Годино представляет мудреца, сивиллу, ищущего и ви­дящего. Они описывают каждую придворную, или «человече­скую» в их терминологии, карту как «набросок характера». Ви­дящие — ученики, исследователи, с любопытством взирающие на окружающий мир. Они молоды и нежны. Им необходимы за­щита и забота. Ищущие взаимодействуют с миром более дина­мично, они ищут ответы и решения, идут на риск и пытаются все сделать по-своему. Это молодые взрослые. Им еще не хватает опыта и зрелости, но только не энтузиазма. Сивиллы представ­ляют собой зрелое воплощение свойств своей масти. Они мудро используют энергию и знают, как с легкостью управлять своей сферой. Мудрецы достигли полной реализации в мире. Они об­ладают большим авторитетом, а их видение отмечено печатью возраста и ответственности.

 

В Таро Сияющего племени 

Рэйчел Поллак придворные карты называются картами видений и состоят из мес­та, знающего, дара и говорящего. Они представляют не типы ха­рактеров, а, по словам самой Поллак, «помогают нам постичь себя на непосредственном опыте» и продемонстрировать, как следует понимать и использовать силу каждой стихии. Карты места опи­сывают местоположение и конкретные образы, раскрывающие, что может дать гадающему каждая масть и ее качества. Знающего Поллак характеризует как «мифического лидера масти. Он созда­ет обобщающий образ, впечатление о том, каково это — понять и прожить стихийные качества и кем мы могли бы стать, если бы смогли воплотить их». Карты Даров содержат эмблемы мастей и учат нас по-настоящему ценить их энергии. Они «помогают осоз­нать и признать те дары, которые мы получаем [от Духа] через жиз­ненный опыт, или через помощника, или учителя». Говорящий напоминает, что источником наших действий служит скрытая внутри нас сила. Он говорит и действует с полной уверенностью и «обладает правом нести другим стихийную силу и тем самым служить сообществу».

ПРИДВОРНЫЕ КАРТЫ В КАЧЕСТВЕ СИГНИФИКАТОРА

Один из самых распространенных способов использования при­дворных карт при гадании — в качестве сигнификатора кверента. Они обозначают личность этого человека и его место в ситуации, представляют его в колоде и в раскладе, ибо существуют на том же уровне символической реальности, что и карты, дающие ответ на заданный вопрос. Придворная карта словно бы служит залогом ва­шего намерения выяснить смысл того, что вы видите перед собой, и сообщить его кверенту.

 

Сигнификатор может также представлять цель расклада или предмет забот, а не только человека, который делает запрос тарологу.

 

Разумеется, для этих целей можно использовать любую из семи­десяти восьми карт Таро, но традиционно в качестве сигнификато­ра чаще всего выступает одна из шестнадцати придворных карт.

Выбор сигнификатора

Основная методика выбора сигнификатора учитывает такие факторы, как пол, возраст, особенности внешности и (или) — как показано в нижеследующей таблице — знак зодиака, в котором в момент рождения было расположено солнце. Однако физическое описание, основанное на европейских стандартах цвета глаз и во­лос, не подходит для подавляющего большинства населения земно­го шара. Если вы гадаете по телефону или по электронной нечто, для выяснения этих подробностей пришлось бы задавать множес­тво невежливых и лишних вопросов. Можно принимать во внима­ние физические характеристики, но делать их основным: критери­ем при выборе сигнификатора не стоит.

 

 

МАСТИ

Жезлы: огненные знаки зодиака (Овен, Лев, Стрелец). Светлые или рыжие волосы. Голубые или светло-карие глаза.

 

Кубки: водные знаки зодиака (Рак, Скорпион, Рыбы). Светлый шатен. Светло- или темно-карие глаза.

 

Мечи: воздушные знаки зодиака (Близнецы, Весы, Водолей). Тем­ный шатен. Темно-карие глаза.

 

Пантакли: земные знаки зодиака (Телец, Дева, Козерог). Темные или черные волосы. Голубые или светло-карие глаза.

РАНГИ

Королева: замужняя женщина или женщина зрелого возраста.

 

Король: женатый мужчина или мужчина зрелого возраеса.

 

Рыцарь: молодой неженатый мужчина.

 

Паж: ребенок или молодая незамужняя женщина.

 

Некоторые тарологи предпочитают выбирать сигнификатор, ос­новываясь на более широком спектре значений придворных карт. Упражнения, сопровождающие текст этой книги, снабдят вас мно­жеством рабочих ассоциаций, при помощи которых можно будет провести параллель между кверентом и той или иной придворной картой.

 

Сигнификатор можно выбирать и чисто интуитивно. Все шест­надцать карт следует выложить перед кверентом, чтобы он внима­тельно на них посмотрел и спонтанно выбрал ту, с которой в данны й момент больше всего идентифицируется. Помимо всего прочего, этот выбор покажет тарологу, как кверент воспринимает себя.

 

Существует еще один метод, когда кверент не глядя выбирает карту либо из всей колоды, либо только из придворных. Выбранная карта покажет тарологу, какая сторона личности кверента больше всего заинтересована в вопросе, или хотя бы намекнет, в чем на са­мом деле заключается смысл вопроса.

 

Случайный выбор сигнификатора

Для того чтобы быстро выбрать придворную карту в качестве сигнификатора, перетасуйте, снимите и переложите колоду, затем открывайте карты сверху по одной, пока не появится первая при­дворная. Это и будет сигнификатор для данного расклада. Снова перетасуйте колоду и приступайте к работе. Или же наоборот, сна­чала сделайте расклад, а потом продолжайте вытаскивать карты, пока не появится первая придворная. (Остальные просто отложите в сторону, они не будут использоваться.) Для выбора любой случай­ной карты в качестве сигнификатора перетасуйте колоду, разложи­те карты перед собой рубашкой вверх и выберите одну вслепую.

Дальнейшая работа с сигнификаторами

Выбрав сигнификатор, можно вернуть его обратно в колоду. Не­которые кверенты считают, что, если в раскладе случайно появля­ется карта, с которой они сильно отождествляются, это усиливает значимость гадания. Тем самым весь расклад, по их мнению, стано­вится важнее и судьбоноснее. Например, один человек проходил долгий психотерапевтический курс, связанный с работой с внут­ренним ребенком, поэтому идентифицировался с любопытным и бойким Пажом Жезлов. Как только в раскладе ему выпадала эта карта, он тут же понимал, что гадание имеет отношение к его психо­логической работе и к вытесненным воспоминаниям детства, кото­рые ему удалось восстановить. Когда вы гадаете для клиента, этот фактор можно полностью упустить из внимания, если только тот сам не проинформирует вас о своих особых отношениях с той или иной картой.

 

В Герметическом ордене Золотой Зари была интересная техни­ка, согласно которой гадающий выбирал сигнификатор (традици­онно с использованием физических или астрологических ассоциа­ций, хотя вы можете применять любой из известных вам способов), а затем возвращал обратно в колоду. Затем он делал расклад (члены этого ордена питали пристрастие к большим раскладам с участием всех семидесяти восьми карт колоды) и смотрел, где в нем оказался сигнификатор (не нарушая выпавшего порядка карт). Положение сигнификатора указывало:

 

—   группу карт, подлежащих интерпретации (дом в зодиакаль­ном раскладе или стопка карт после снятия). Все остальные карты при этом оставлялись без внимания;

 

—   откуда следует начинать гадание (карты, расположенные до сигнификатора, игнорировались);

 

—  точку настоящего, отделяющую прошлое от будущего. Та сто­рона, куда сигнификатор был обращен лицом, считалась будущим;, а другая соответственно прошлым; либо же карты, расположенных; до сигнификатора, считались прошлым, а после — будущим.

 

В большинстве раскладов выбор сигнификатора носит факульта­тивный характер или просто не слишком важен. Многие тарологи предпочитают не убирать из колоды потенциально важные карты:, которые могут в дальнейшем сыграть свою роль в раскладе. В не­которых колодах бывают дополнительные карты — либо пустых, либо несущие название колоды, либо просто украшенные неким орнаментом. Любую из них можно использовать в качестве перма­нентного сигнификатора. В Таро Казанлара есть две такие  карты: одетый в персидский национальный костюм: мужчина и женщина в европейском наряде. В Таро Пути предков, созданном Жюли Куччиа-Уоттс, карта Шут специально была оформлена та­ким образом, чтобы представлять кверента. На картинке изобра­жен шут с картой Таро в руке и зеркалом за спиной.

Сигнификатор — это точка фокусировки или концентрации.

По­скольку все остальные карты расклада воспринимаются в отноше­нии к нему как к субъекту гадания, это может как помогать, гак и мешать гадающему — в зависимости от предмета расклада и от того, насколько широкий спектр информации вы рассчитываете получить.

 

Например, женщина тридцати лет хочет узнать, что произойдет, если она продолжит свое образование. Она выбирает Пажа Пентаклей, обозначающего ее в качестве усердной ученицы. Кроме того, у изображенной на картинке девушки, как и у нее, черные во­лосы, и она явно не замужем. Появляющиеся в раскладе пятерка Мечей и Король Мечей (критично настроенный преподаватель или внутренний критик) кажутся гораздо сильнее Пажа Пантаклей и указывают на стрессы и критические нападки, которых может ока­заться слишком много.

 

С другой стороны, та же дама может выбрать в качестве сигни­фикатора Королеву Мечей на том основании, что Солнце у нее в знаке Весов, а отрочество осталось далеко в прошлом. В этом слу­чае пятерка Мечей и Король Мечей предвещают скорее интеллек­туальное партнерство и появление достойного товарища.

 

Выбор сигнификатора теоретически определяет, какие карты появляются в раскладе, но если наша дама-кверент все время будет выбирать в качестве своего сигнификатора Пажа Пантаклей или Королеву Мечей, то и работать она будет только с этими аспектами собственной личности. Некоторые тарологи предпочитают исполь­зовать сигнификатор в качестве функциональной части расклада.

Обдумайте следующие утверждения.

—   Я всегда воспринимаю себя как вполне определенную придворную карту, и мне трудно представить, что кто-то другой может ей соответствовать.

 

—  Я не считаю возможным отказывать картам в праве появить­ся в раскладе на равных основаниях.

 

—   Когда в раскладе случайно появляются карты, с которыми я больше всего идентифицируюсь, у меня появляется чувство, что карты пытаются сказать мне что-то очень важное.

 

—  Думая о себе, я представляю прежде всего свой физический облик.

 

—   Думая о себе, я прежде всего рисую свой психологический портрет.

 

—   Когда я думаю о себе, мне прежде всего приходят в голову мысли о моей роли в семье, обществе и в профессиональной де­ятельности.

 

С которым из них вы более всего согласны? Какое из них для вас совершенно неприемлемо? Какой способ выбора сигнификато­ра и работы с ним вам больше всего подходит на основании ваших ответов?

 

 

Упражнения с сигнификаторами

Выберите сигнификатор, который будет представлять вас, пе­ретасуйте все семьдесят восемь карт колоды (включая сигнифика­тор), убедитесь, что часть из них лягут в раскладе перевернутыми. Снимайте карты с верха колоды, переворачивая каждую лицом вверх. Когда появится сигнификатор, выложите перед собой в ли­нию две карты, выпавшие до него, и две следующие. Определите, в какую сторону сигнификатор обращен лицом. (Если персонаж, изображенный на карте, сидит или стоит строго анфас, а карта при этом выпала в прямом положении, он считается обращенным впра­во; если в перевернутом — то влево.) Ближайшая карта в соответст­вующем направлении будет обозначать ваше следующее действие, а следующая за ней — его результат. Ближайшая карта в другом на­правлении — то, что привело вас к настоящей ситуации, а следую­щая — что побудило или подтолкнуло к таким действиям.

КАК ТОЛКОВАТЬ КАРТУ

Всякий раз, когда вам нужно истолковать карту или описать то, что вы видите на ее картинке, руководствуйтесь нижеследующим планом. Хотя по мере накопления опыта процесс восприятия об­разного ряда карты во всей полноте будет занимать куда меньше времени, а затем станет и вовсе автоматическим, было бы неплохо хорошенько заучить стандартный алгоритм, прежде чем упрощать или даже обходить его. Каждый шаг в толковании расклада имеет значение и влияет на окончательную интерпретацию.

1. Произнесите вслух имя каждой карты. Казалось бы, это очень просто, но часто люди подолгу глядят на карту, не в силах понять, что сказать и с чего начать.

2.  Придумайте одно—три ключевых слова для ее ранга и масти, или целую стразу, обобщающую качества данной конкретной карты.

  1. Просто опишите карту — в прямом и буквальном смысле слова. Не беспокойтесь о значениях и интерпретациях. Постарай­тесь быть максимально объективным. Опишите все, что видите на карте. Например, для Королевы Пантаклей колоды Уэйта—Смит должно получиться примерно следующее: «На каменном троне, украшенном резьбой, изображающей плоды и голову козла, сидит женщина. Над головой у нее — ветви роз. Она одета в красное верх­нее платье поверх белого нижнего». Опишите максимум деталей, но даже не пытайтесь строить предположения о том, что там проис­ходит или что это все означает.

4.  Повторите все, что вы только что сказали, но на этот раз от первого лица и в настоящем времени: «Я сижу на каменном троне, украшенном резьбой, изображающей плоды и голову козла. На мне...» Это поможет вам освежить впечатления, еще раз проверить нее детали и по возможности добавить новые, но главное — отме­тить те, которые напоминают вам что-то, так или иначе связанное с вашей собственной жизнью.

5.  Какими, по-вашему, могли бы быть чувства и мысли изобра­женного на карте персонажа? Каковы его настроение и общая атмо­сфера картинки? Например: «Женщина, судя по всему, созерцает предмет, который лежит у нее на коленях. Она выглядит печальной или задумчивой, несмотря на то что день чудесный и погода стоит замечательная. Также на карте изображен кролик, который совер­шенно не боится и пребывает в игривом расположении духа».

6. Повторите все, что вы только что сказали, от первого лица и в настоящем времени. Можно сделать это не только от лица основного персонажа. Так, на карте Королевы Пантаклей вы можете оказаться не только самой королевой, но и кроликом. «Я созерцаю предмет, ко­торый лежит у меня на коленях. Хотя день чудесный и погода стоит замечательная, мне грустно. Какая-то другая часть меня резвится и совершенно не испытывает страха». Посмотрите, что получится, если вы выберете для идентификации неодушевленный объект или даже саму атмосферу картинки, и будете продолжать говорить от первого лица — будут ли они частью вас самих или частью внешнего окружения? «Хотя я и кажусь теплой и светлой, я ощущаю печаль по отношению к тому объекту, который держу на коленях».

7. Перефразируйте некоторые свои утверждения в вопросы, на­пример: «В целом мне хорошо, но меня что-то печалит и беспокоит, Что это?» — и ответьте на них.

8. Придумайте волшебную сказку о том, что происходит на кар­те. Представьте, что карта — это иллюстрация в детской книге, изображающая один из эпизодов этой истории. Расскажите, что произошло до этого и что случится после. Будьте оригинальны и не­принужденны, используйте свое воображение в полной мере. Исто­рия может завести вас куда угодно; пусть ваши персонажи делают что им заблагорассудится. Не задумывайтесь, просто говорите или пишите в течение минут трех. Начните свой рассказ традиционно; «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...»

9.  Повторите историю еще раз от первого лица и в настоящем времени.

10. Можно также попробовать принять позу персонажа, изобра­женного на карте. Постарайтесь сделать это максимально точно. Представьте себя в антураже карты. Что вы делаете и о чем думае­те? Чего хотите? Как вы двигаетесь? Что вы говорите? О ком или о чем вам напоминает этот сценарий?

11.Какое отношение все это имеет к вашей жизни прямо сейчас? Опишите любые обстоятельства, которые приходят вам в голову по этому поводу, высказывайте любые ассоциации. Это действи­тельно похоже на вас или все-таки больше на какого-то другого из­вестного вам человека? Этот прием можно использовать на любом: этапе работы с картой и повторять по мере необходимости.

Если вы гадаете не для себя, а для другого человека, попробуйте описать карту точно в такой же манере, а затем переделать части описания, которые вам интуитивно кажутся важными в контексте расклада, в утверждения или вопросы, адресованные непосредст­венно кверенту. Постарайтесь провести кверента через все стадии вышеописанного процесса, внимательно слушая при этом, что он вам говорит. Если он коснется чего-то жизненно важного, вы сразу это поймете. Чтобы помочь кверенту глубже погрузиться в ситуа­цию, попросите его прояснить некоторые обстоятельства или рас­сказать о ней более подробно. Можете даже повторить то, что он только что сказал — теми же словами или перефразировав, — если уверены, что ему стоит обратить на эти моменты особое внимание. В процессе работы часто случается, что кверент сам отвечает на собственный вопрос задолго до того, как поймет подлинное значе­ние своих слов.

КАК ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ВЫГЛЯДЕТЬ СО СТОРОНЫ

В этом упражнении вы выберете придворную карту, представ­ляющую, каким вам хотелось бы видеть себя со стороны. Сначала запишите, как минимум, пять качеств, которыми обладаете и кото­рыми гордитесь. Подумайте о том, видят ли в вас эти качества дру­гие люди, признают ли и ценят ли они их? Если какое-то качество не столь очевидно для других, как вам хотелось бы, подчеркните его.

Теперь придумайте по меньшей мере пять положительных ка­честв, которые вы хотели бы в себе развить или проявить в боль­шей степени. Не приводите никаких негативных качеств. То есть не пишите, например: «Я слишком застенчив», — вместо этого пусть будет: «Я хотел бы стать более открытым и непринужденным», — и подчеркните «непринужденность» как качество, которое вам хоте­лось бы развить. Выделите два или три качества, которые вам пред­ставляются наиболее важными.

Теперь просмотрите все придворные карты вашей колоды и най­дите среди них ту, которая лучше всего воплощает отмеченные вами качества, обращая особое внимание на предварительно под­черкнутые. Это и будет карта вашего идеального «я».

Сравните выбранную карту с сигнификатором и «Немезидой», Она должна отличаться от обеих, поскольку воплощает как те ка­чества, которые у вас уже есть, так и те, которых пока нет. Что есть общего у вашего сигнификатора и карты идеального «я»? Масть? Ранг? Пол? В чем они отличаются? Ваше идеальное «я» более зрело или, наоборот, более юно? Есть ли какие-нибудь общие качества у вашего идеального «я» и у «Немезиды»?

Представьте себе, что карта идеального «я» общается с сигнифи­катором. Каковы их отношения? Как себя чувствует сигнификатор в обществе идеального «я»? Он пытается защищаться, льстит, ко­чет показать свое превосходство или, напротив, открыт и дружелю­бен? Как пришлось бы измениться вашему сигнификатору, если бы он захотел стать похожим на идеальное «я»? От чего ему при­шлось бы отказаться?Вспомните ситуацию из собственной жизни, когда вам продставилась возможность действовать в духе идеального «я», или приду­майте такую ситуацию. Подумайте, какие конкретные шаги нуж­но было бы предпринять, чтобы реализовать такую возможность? Запишите все мысли по этому поводу в своем дневнике, затем по­пробуйте сделать по написанному и посмотрите, что получится!

 




 

 

 



[1] Лезз1са СосИпо апй Ьаигеп ОТеагу, Т1хе М/отШ 5рт1 Тато1, рр. XV —XVI.

 



Немезида — в греческой мифологии богиня возмездия, карающая за наруше­ние общественных и моральных норм. Символизирует неизбежную кару.

 

 

 

 

< Вернутся к "Таро"